Вопросы-ответы о пособиях и больничных
Проактивная схема работы с пособиями
Начиная с 1 января 2022 года вместо заявительного порядка выплаты пособий действует проактивная схема. Т. е. начисление части пособий инициируется теперь не работодателем, а со стороны ФСС. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внес Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ.
Схема обмена данными с ФСС для пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребенка:
- ФСС получает информацию об открытии больничного от мед. учреждений и уведомляет работодателя об открытии, а также об изменениях в больничном и закрытии.
- Вместе с закрытием больничного ФСС отправляет работодателю форму «Запрос недостающих сведений», чтобы получить данные, необходимые для расчета пособия, и чтобы работодатель проверил все остальные данные.
- Работодатель проверяет полученные данные, заполняет недостающие и отправляет их в ФСС в форме ответа на запрос недостающих сведений. У пользователей Контур.Бухгалтерии данные для расчета пособия заполняет сам сервис.
- ФСС назначает и выплачивает пособие работнику. При этом работник получает возможность отследить историю такого больничного листка в личном кабинете ФСС.
Для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет первый шаг в схеме выполняет работодатель: уведомляет ФСС о необходимости выплачивать пособие. Подробнее см. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Технически обмен данными с ФСС выполняется через Контур.Экстерн. Но все действия вы выполняете в Контур.Бухгалтерии: в разделе «Отчетность» → «ФСС».
Чтобы иметь возможность работать с уведомлениями от ФСС, организация или ИП должны быть подключены к СЭДО. Подробнее см. в инструкции Как подключиться к СЭДО.
Кроме того, рекомендуется отправить в ФСС сведения о всех сотрудниках сотрудниках (передается формой СоЗЛ). Это гарантирует наличие корректных данных о каждом сотруднике в базах ФСС.
Пособие на погребение добавляется в сервис вручную в личной карточке сотрудника.
Как перейти на проактивную схему выплат
- Подключитесь к сервису социального электронного документооборота (СЭДО). Подробнее см. в Как подключиться к сервису СЭДО.
- Отправьте форму «Сведения о застрахованном лице» (СоЗЛ) по каждому сотруднику.
Получив СоЗЛ, ФСС сможет определить, кто является работодателем для сотрудника, и в дальнейшем будет присылать уведомления об ЭЛН и запросы этому работодателю.
Сведения о застрахованном лице надо направить в ФСС до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет.
Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.
Как ФСС определит, что сотрудник работает у вас
- Вы ранее отправили по этому сотруднику форму «Сведения о застрахованном лице». Подробно читайте в инструкции.
- Если эта форма никем не отправлялась, ФСС делает запрос в ПФР и получает информацию о работодателе оттуда.
Если ФСС не нашел работодателя и сотрудник сам пришел к вам с больничным, нужно перейти в раздел «Отчетность» → «ФСС» → «Пособия и ЭЛН» и загрузить больничный, нажав «Загрузить ЭЛН из ФСС». Подробнее см. в инструкции по работе с ЭЛН.
Куда приходят документы от ФСС
Документы по проактивным выплатам поступают в раздел «Отчетность» → «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
Почему не приходят уведомления о больничных
Чтобы приходили документы из ФСС, должны быть соблюдены два условия:
- Подключен сервис СЭДО. Подробнее см. в Как подключиться к сервису СЭДО.
- По сотрудникам отправлены формы «Сведения о застрахованном лице».
При этом СоЗЛ надо направить в ФСС до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет. Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.