Выпуск сертификата ФНС на руководителя или ИП

Эта инструкция подойдет, если вы выпускаете сертификат ФНС на:

  • индивидуального предпринимателя;

  • руководителя коммерческой организации, указанного в ЕГРЮЛ;

  • руководителя управляющей компании.

Если у руководителя/ИП нет действующего паспорта РФ, для выпуска сертификата необходимо обратиться в ФНС.

Руководители бюджетных организаций получают сертификаты в Казначействе. В остальных случаях см. статью Об электронной подписи.

Процесс выпуска сертификата ФНС состоит из нескольких этапов:

Подготовка

Перед получением сертификата ФНС рекомендуем проверить, что:

  • В базе ФНС указаны актуальные данные. Сделать это можно бесплатно в Контур.Фокусе. Если данные неактуальны, обратитесь в ФНС, чтобы внести изменения. Адрес и телефон инспекции есть в Справочнике контролирующих органов. После обновления данных можно переходить к выпуску сертификата.

    Если в Контур.Фокусе ничего не найдено, возможно, организация зарегистрирована недавно: подождите, пока данные появятся в федеральной базе ФНС, выписка из местного отделения не подойдет.
  • У вас есть сертифицированный токен для записи сертификата. Список моделей можно посмотреть в статье Токены, подходящие для сертификатов ФНС. Если сертифицированного токена нет, его можно купить в сервисном центре Контура.

Этап 1. Заполнение и отправка заявки

  1. Как только сотрудник сервисного центра подтвердит, что создал заявку, перейдите в личный кабинет удостоверяющего центра по адресу lk.ca.kontur.ru.
  2. На вкладке «Телефон» укажите свой номер и нажмите «Получить код для входа». 

    Дождитесь звонка и введите 4 последние цифры номера. Отвечать на звонок не нужно.

    Если вы не успели или не смогли ввести цифры, нажмите «Получить код по СМС». В течение 2 минут придет СМС с кодом, который нужно ввести в поле. 

    Если вы уже пользуетесь другими сервисами Контура — Экстерн, Диадок и др., можно зайти привычным для вас способом: по сертификату или логину-паролю. 
    А затем указать телефон в вашем профиле cabinet.kontur.ru, чтобы в дальнейшем видеть все сертификаты, привязанные к данному номеру. 

    Если при указании номера предлагается объединить учетные записи, воспользуйтесь инструкцией Что делать, если номер и почта уже используются.

  3. При входе в личный кабинет вы увидите список заявок. А на вкладке «Действующие» — ранее выпущенные сертификаты, привязанные к вашему номеру.

  4. В списке найдите нужную заявку на руководителя или ИП и нажмите «Заполнить заявку». Если заявки нет:

    1. Убедитесь, что при входе в личный кабинет вы указали тот же номер телефона, который сообщали сотруднику сервисного центра при покупке сертификата.
    2. Проверьте, что она не попала в скрытые. Для этого включите настройку «Отображать скрытые сертификаты».
    3. Если найти заявку не удалось, обратитесь в сервисный центр. Контакты сервисного центра можно найти на сайте.
  5. Ознакомьтесь с тем, что предстоит сделать. Нажмите «Приступить».

  6. Заполните данные владельца сертификата:

    • Владелец сертификата: в большинстве случаев ФИО будет заполнено автоматически по данным ФНС. Если вы заполняете данные вручную, укажите точно так же, как в паспорте: с буквами Ё, Й, дефисами, пробелами и пр. 
    • Адрес регистрации: указан в паспорте на страницах 5-12, если у вас есть постоянная прописка. При отсутствии постоянной прописки подойдёт адрес временной регистрации, который указывается в свидетельстве о регистрации по месту пребывания. А при отсутствии и временной регистрации — адрес проживания или почтовый адрес.
    • Электронная почта: на неё будут приходить уведомления о статусе заявки и напоминания о продлении сертификата, поэтому укажите действующий адрес.
    • Мобильный телефон: для получения смс о статусах заявки на выпуск сертификат и для входа в личный кабинет УЦ.
    • СНИЛС: номер вашего лицевого счета в системе пенсионного страхования. Если документа нет под рукой, можно посмотреть номер на Госуслугах.
    • Документ: Загрузите cкан паспорта РФ: разворот 2 и 3 страницы документа. Фотография оригинала или заверенная копия не подойдут. Поля в заявке заполнятся автоматически. Если данные распознаны неверно или не полностью, замените скан на более четкий или отредактируйте данные вручную.

      Требования к файлу
      Размер — до 10 МБ.
      Форматы — JPG, PNG, GIF, PDF, TIF, BMP, HEIC.
      Качество картинки должно быть таким, чтобы текст легко можно было разобрать.
      Страницы не обрезаны, входят целиком.

    • ИНН: индивидуальный налоговый номер владельца сертификата, указан в свидетельстве о постановке на учет в ФНС. После заполнения ФИО, даты рождения и реквизитов паспорта можно нажать «Загрузить из базы ФНС» — мы автоматически подтянем номер. Если произошла ошибка, вы можете посмотреть номер самостоятельно на сайте ФНС.
    Нажмите «Продолжить».
  7. Проверьте:
    • Наличие другого действующего сертификата ФНС. Сертификат руководителя или ИП может быть только один.
      Если сертификат уже есть, но вам всё равно нужно получить новый (например, срок действия старого заканчивается или у вас нет к нему доступа), на следующих этапах нужно будет написать заявление на отзыв. Убедитесь, что это не повлияет на вашу работу.

    • Токен. Сертификат на руководителя нельзя хранить на обычной флэшке или записать в реестр компьютера. Его можно записать только на токен, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.
      Если вы купили токен у нас — всё в порядке, он точно подойдёт.
      Если нет, проверьте свой токен на сертифицированность и наличие свободного места для нового сертификата, нажав на кнопку «Проверить токен».

  8. Нажмите «Отправить заявку».

Этап 2. Проверка заявки удостоверяющим центром

Сотрудники доверенного лица проверят заявку на соответствие данных в государственных системах. Проверка обычно занимает 5–30 минут, в редких случаях — сутки. О результатах сообщим по СМС и электронной почте.

Если заявка отклонена, в личном кабинете и в электронном письме будет указана причина отказа. Внесите необходимые изменения. 
Если обнаружили неактуальную информацию в государственных системах, воспользуйтесь инструкцией
После этого повторно отправьте заявку на выпуск сертификата на проверку. 

Этап 3. Выпуск сертификата

  1. Если заявка одобрена, в личном кабинете отобразятся данные, с которыми будет выпущен сертификат. Проверьте их еще раз и нажмите «Продолжить».
  2. Выберите, где получить сертификат:
    Без личного визита
    1. Этот пункт будет доступен, если у вас есть действующий сертификат ФНС с такими же ФИО, СНИЛС, ИНН, наименованием организации и должностью, как в данной заявке. Возможность предоставлена совместно с доверенным лицом УЦ ФНС АО «Аналитический центр».
      Если вы покупали токен для нового сертификата в Контуре, то на этом шаге выберите офис, где вам будет удобно его забрать.
    2. Вставьте токен с действующим сертификатом ФНС в компьютер и нажмите «Продолжить».

      Если вы выпускаете сертификат для ЕГАИС, рекомендуем проводить описанные ниже шаги в нерабочее время, чтобы не приостанавливать работу вашей торговой точки. Так как после генерации запроса на новый сертификат вы не сможете работать в ЕГАИС со старым сертификатом на этом токене.

    3. Проверьте заявление на выдачу нового сертификата, заявление на отзыв действующего сертификата и согласие на обработку персональных данных. Если все реквизиты верные, нажмите «Подписать заявления».
    4. Вставьте в компьютер токен, на который будет записан новый сертификат.
    5. После выбора места для хранения сертификата появится датчик случайных чисел. Нажимайте клавиши или двигайте курсором мыши в области окна датчика. Этого шага не будет, если вы выпускаете сертификат для ЕГАИС. 
    6. В поле «Pin-код» введите стандартное значение 12345678 и нажмите «ОК». Если стандартный пин-код на рутокене ранее был изменен, введите пин-код, установленный самостоятельно. 
    7. Начнется процесс выдачи сертификата удостоверяющим центром, который занимает не более 1 часа. Страницу можно закрыть и вернуться к установке сертификата позже. О том, что запрос одобрен, придет смс на телефон.
    8. После окончания проверки подпишите расписку.
    9. Перейдите к этапу 5.

    В сервисном центре
    1. Выберите сервисный центр Контура, в котором открыт филиал доверенного лица УЦ ФНС АО «Аналитический центр». Рекомендуем позвонить в сервисный центр заранее и узнать, когда есть ближайшие даты для получения сертификата.
    2. Нажмите «Продолжить».
    3. Перейдите к этапу 4.

    В отделении ФНС
    1. Выберите отделение ФНС, в котором оказывают услугу выдачи сертификата. Список подходящих отделений и их график работы есть на сайте ФНС. ​Если вы покупали токен в Контуре, то его нужно будет получить до визита в ФНС. На этом же шаге выберите офис, где вам будет удобно забрать токен. Если вы заказывали доставку курьером, то выбирать ничего не нужно — курьер свяжется с вами и договорится о времени и месте доставки.
    2. Нажмите «Продолжить»
    3. Перейдите к этапу 4.

Этап 4. Подтверждение личности и получение сертификата

Если на предыдущем этапе вы выбрали «Без личного визита», сразу переходите к этапу 5.

Посетите выбранный сервисный центр Контура, в котором открыт филиал доверенного лица УЦ ФНС АО «Аналитический центр», или отделение ФНС, где удостоверят вашу личность и подпишут с вами нужные документы.

Если пойдете в сервисный центр: дождитесь звонка менеджера или позвоните сами и договоритесь о времени визита. 

С собой нужно взять:

  • оригинал Паспорта РФ;
  • печать, если она есть;
  • сертифицированный токен (подходящие модели). Если вы покупали токен вместе с сертификатом, сотрудники выдадут его на месте. 

Если пойдете в отделение ФНС: проверьте график работы отделения на сайте ФНС. Рекомендуем предварительно позвонить в инспекцию, некоторые отделения принимают по записи. 

С собой нужно взять:

  • оригинал паспорта;
  • СНИЛС и свидетельство ИНН. В редких случаях они могут понадобиться, поэтому рекомендуем взять с собой;
  • сертифицированный токен.

Этап 5. Установка сертификата

  1. Настройте рабочее место по инструкции.

  2. Войдите в личный кабинет.

  3. Вставьте токен и нажмите «Установить сертификат», если вы ходили в сервисный центр или выбирали вариант «Без личного визита». Или «Перейти к установке», если ходили в ФНС. 

    Если вы выпускаете сертификат для ЕГАИС, с токена автоматически будут удалены все выпущенные ранее сертификаты ЕГАИС.

После установки сертификат будет готов к работе. Сертификат ФНС действует 15 месяцев, его нельзя скопировать на другой носитель или в хранилище на компьютере.


Электронные подписи для любых задач

База знаний