Выпуск МЧД на портале ФНС

У Контура есть удобный сервис Контур.Доверенность для всех действий с МЧД: создание МЧД в разных форматах, передача на подпись руководителю, отзыв и отслеживание сроков доверенностей в одном окне. Сервис поддерживает работу со всеми форматами: единым 003, для отчетности ФНС 5.03 и СФР 2.0.
Если нет возможности воспользоваться Контур.Доверенностью, можно создать доверенность формата 003 на сайте распределенного реестра ФНС России. Как это сделать:

Шаг 1

Заполнение данных

  1. Перейдите на сайт реестра машиночитаемых доверенностей.
  2. На панели слева выберите «МЧД» → «Создать доверенность».
  3. В блоке «Создать доверенность» выберите тип доверенности.

    Если МЧД будет использоваться для электронного документооборота с контрагентами через Диадок, выберите «Единая форма доверенности (МЧД версии 003)». Этот тип также подходит для большинства других систем и сервисов, но мы советуем уточнить это в контролирующем органе или у самих систем и сервисов. В статье Требования информационных систем к форматам МЧД собрана информация об известных нам порталах, госорганах и торговых площадках, которые работают с форматом 003.

  4. Нажмите «Ввод сведений».

  5. На открывшейся странице заполните сведения о доверенности:

    • «Уникальный номер GUID доверенности» — нажмите на круговые стрелки в правом краю строки и номер сгенерируется автоматически.

    • «Внутренний номер доверенности» — введите данные, используемые для учета доверенности внутри вашей организации.

    • «Дата выдачи» и «Дата окончания» доверенности — в течение этого срока будет действовать доверенность.

  6. После окончания заполнения каждого раздела нажимайте «Готово».
    К заполненному разделу можно вернуться, чтобы изменить данные.

  7. Переходите между разделами, нажимая «Следующий раздел».

  8. В разделе «Сведения о доверителе» выберите категорию доверителя.

  9. В появившихся полях заполните данные организации или ИП и нажмите «Далее».

  10. Если доверитель — организация:

    1. Появятся автоматически заполненные поля с наименованием, адресом и регионом. Проверьте данные.

    2. Выберите способ ввода: из списка на основании сведений из ЕГРЮЛ или вручную.

    3. Нажмите «Далее».

  11. В разделе «Сведения о представителе» выберите категорию представителя.

    Если это сотрудник или представитель, которому нужно работать от имени юрлица, то выберите «Физическое лицо» и укажите данные получателя доверенности: ФИО, дату рождения, пол, СНИЛС, ИНН, данные документа, удостоверяющего личность.

  12. Нажмите «Далее».

  13. В разделе «Сведения о передаваемых полномочиях» в поле «Оформление передоверия» укажите, допускается ли передоверие и в каком количестве.

  14. Нажмите «Далее».

  15. В поле «Состав полномочий» выберите один из вариантов:

    «Составные» — можно составить набор нужных полномочий со своими ограничениями для каждого. Перейдите к выбору полномочий. Нажмите на полномочие в поле слева и перетащите его в область справа, не отпуская курсора мыши. Добавьте к полномочию ограничение или подтвердите, что оно не нужно.

    «Монолитные» — откроется список полномочий из классификатора. Выбирайте полномочия из списка. Можно начать вводить название полномочий и в списке отобразятся подходящие. Все полномочия одновременно выбрать нельзя, как и выбрать универсальное полномочие «Для всего».

    «Текстовые» — вручную введите, какие именно полномочия передаете в доверенности. Такой тип подойдет, если вы обмениваетесь документами с контрагентами и полномочия из классификатора необязательны.

    Некоторые контролирующие органы требуют конкретного полномочия в МЧД, поэтому мы рекомендуем уточнить список требуемых полномочий заранее.

    Одновременно использовать монолитные и текстовые полномочия нельзя.

  16. Нажмите «Далее».

  17. В разделе «Настройки доверенности» задайте пароль, если хотите ограничить доступ к полным сведениям.

  18. Нажмите «Просмотр результата». 

  19. На открывшейся странице проверьте все данные. Если все верно, переведите в активное положение переключатель о согласии на обработку персональных данных и нажмите «Сформировать XML».

  20. На компьютер выгрузится файл в формате XML. Этот файл нужно подписать сертификатом руководителя открепленной подписью по инструкции в Шаге 2.

Шаг 2 

Подписание

Файл доверенности должен подписать руководитель или ИП, создав открепленную подпись к файлу. Создать такую подпись можно с помощью любой программы, предназначенной для подписания. В нашей инструкции мы расскажем, как это сделать с помощью двух сервисов:

Контур.Крипто

Инструкция по регистрации в сервисе: https://crypto.kontur.ru/help/nachalo-raboty.

Инструкция, как подписать файл: https://crypto.kontur.ru/help/sign.

После подписания вы получите файл в формате SIG. Он автоматически появится в той же папке, где размещен исходный XML-файл. Перейдите к Шагу 3.

Инструменты КриптоПро

Инструменты КриптоПро подойдут, если у вас установлена программа «КриптоПро CSP» версии 5.0 и выше.

  1. В меню «Пуск» найдите программу «Крипто-Про» → «Инструменты КриптоПро» или «CPTools».
  2. В открывшемся окне перейдите в раздел «Создание подписи» и выберите сертификат руководителя, которым нужно подписать доверенность.

  3. Нажмите на кнопку «Выбрать файл для подписи» и выберите XML-файл, созданный на Шаге 1.

  4. Нажмите «Сохранить подпись как» и выберите папку, куда нужно сохранить подписанный файл.

  5. В левом нижнем углу нажмите «Показать расширенные», а затем на появившуюся ссылку «Настройка параметров создания подписи».

  6. В открывшемся окне поставьте галочку «Создать отсоединенную подпись».

  7. Нажмите «Подписать».

После подписания в указанной папке появится файл в формате P7S. Перейдите к Шагу 3.

Шаг 3 

Загрузка доверенности в реестр

  1. Вернитесь на сайт реестра доверенностей в раздел «МЧД».
  2. Нажмите «Загрузить в реестр».
  3. В поле «Исходный документ» загрузите файл XML, который сформировали на Шаге 1.
    В поле «Файл с подписью» загрузите файл в форматах SIG, P7S или SGN сформированный на Шаге 2.

  4. Нажмите «Загрузить».

В течение нескольких минут МЧД пройдет регистрацию в ФНС — это видно по статусу доверенности здесь же на портале.  После этого ее можно применять при подписании документов от лица представителя, прикладывая номер доверенности или 2 файла: XML-файл и файл электронной подписи в формате  SIG, P7S или SGN.