Электронные больничные (ЭЛН)

Начиная с 1 января 2022 года больничные выдаются только в электронном виде. При этом начисление части пособий инициирует не работодатель, а СФР. Это относится к пособиям по нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребенка.

Чтобы иметь возможность работать с уведомлениями от СФР, организация или ИП должны быть подключены к СЭДО. Подробнее см. в инструкции Как подключиться к СЭДО.

Кроме того, рекомендуется отправить в СФР сведения о всех сотрудниках сотрудниках (передается формой СоЗЛ). Это гарантирует наличие корректных данных о каждом сотруднике в базах СФР. Подробнее см. в инструкции Сведения о застрахованном лице (СоЗЛ).

Обработка больничного:

  1. Когда сотрудник открывает больничный, то СФР высылает работодателю уведомление об этом. Уведомление появится на вкладке «Задачи».
  2. Нажмите на уведомление — откроется список входящих документов от СФР. Найдите документ «ЭЛН» со статусом «Открыт». На данном этапе работодателю больше никаких действий совершать не нужно.
  3. Дождитесь уведомления о поступлении запроса недостающих сведений. Обычно он поступает вместе с уведомлением о закрытии больничного. 

    Уведомления о поступлении запроса можно получать на эл. почту и/или на телефон. Как настроить уведомления см. в статье Уведомления на почту и телефон. В настройках отметьте событие: «ФСС» → «Требования».

  4. Нажмите на него и перейдите в список входящих документов СФР.
  5. Найдите запрос и откройте его. 
  6. Ознакомьтесь с содержимым и нажмите «Ответить».
  7. Откроется страница ответа на запрос. Проверьте заполненные данные во всех разделах, учитывая следующее:
    • Все разделы заполнены данными, которые имеются у СФР. Сервис сравнивает их с данными, содержащимися в «Экстерне для малого бизнеса». Если данные не совпадают, то в поля автоматически заносятся данные из «Экстерна для малого бизнеса».
    • В разделе «Расчет пособия» данные о стаже и сумме заработка за два последних года заполняет не СФР, а работодатель. «Экстерн для малого бизнеса» сам заполнит эти данные.
    • Для пособия по рождению появляется еще и четвертый раздел — «О ребенке». Его нужно заполнить вручную.
    • Если поле подсвечено красным, наведите на него курсор — появится подсказка с расшифровкой ошибки.
    • Если в разделе «Расчет пособия» → «Способ получения» не заполнены поля, заполните их вручную. СФР самостоятельно заполняет эти поля, если по данному сотруднику ранее была отправлена форма СоЗЛ с заполненным в ней блоком «Способ получения пособия», или если уже был отправлен ответ на запрос недостающих сведений с такими данными. 
  8. Нажмите «Проверить». 
  9. Если сервис не найдет ошибок, станет доступна кнопка «Перейти к отправке». Нажмите на нее.
  10. В открывшемся окне укажите сертификат (если их несколько) и нажмите «Проверить отчет».
  11. Если в отчете найдены ошибки, вернитесь и исправьте их.
    Если ошибок не найдено, нажмите «Подписать и отправить».
  12. После этого:
    • на портал СФР будут переданы обновленные данные;
    • в «Экстерн для малого бизнеса» будет добавлена информация о больничном сотрудника — она отобразится в личной карточке сотрудника на вкладке «Больничные и пособия» и будет учитываться при расчете заработной платы. Данные из раздела «О ребенке» в сервис не переносятся.

Отправленные ответы на запрос сведений находятся в папке «Отправленные» (блок «Проактивные выплаты»).

Если вы создали ответ, но не отправили, он попадет в список черновиков (папка «В работе»). 


База знаний