Учет доходов и расходов на УСН
В «Экстерне для малого бизнеса» расходы и доходы определяются в соответствии с НК РФ, в котором также прописано в какой момент поступления и списания признаются расходами и доходами:
Доходами на УСН признаются поступившие на расчетный счет или в кассу деньги за проданные товары и услуги, оказанные работы от деятельности на УСН или полученные авансы в счет будущих продаж. Все поступления признаются доходами на момент поступления денег (кассовый метод признания доходов).
Расходами на УСН признаются оплаченные и оприходованные услуги, работы, материалы, выплаченная зарплата и взносы, оплаченные основные средства и оборудование. При этом обратите внимание на следующие нюансы:
- Товары для перепродажи признаются расходами в размере оплаты поставщику и в момент их оплаты поставщику или продажи покупателю — в зависимости от того, что произошло позже.
- Оплаты за работы, услуги, материалы признаются расходами на момент оплаты или оприходования — в зависимости от того, что произошло позже.
- Оплаченные поставщику суммы за оборудование и основные средства признаются расходами после ввода в эксплуатацию основного средства. Моментом признания расходов будет конец месяца каждого квартала, т. е. 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. Например, оплаченное поставщику в апреле и введенное в эксплуатацию в мае основное средство можно включить в расходы года равными долями на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.
Список расходов на УСН — закрытый. Это значит, что не все услуги и работы можно признать расходами, а только подпадающие под ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Например, расходы на участие в конкурсных торгах не подпадают под эту статью. Поэтому при проверке ФНС откажет в их принятии в расходы.
Когда в сервисе создается документ (платежные поручения, входящие накладные, акты, исходящие УПД, авансовые отчеты), данные по каждой хозяйственной операции отражаются в бухгалтерском учете в виде проводок, а в налоговом учете — берутся из полей «Учитывать в доходах УСН», «Учитывать в расходах УСН», «Уменьшение налога УСН».
Все данные по расходам и доходам собираются на вкладке «Налоговый учет» → «Доходы и расходы». И суммы из полей «Учитывать в доходах УСН», «Учитывать в расходах УСН», «Уменьшение налога УСН» распределяются по соответствующим столбцам. Именно по этим данным рассчитывается налоговая база.
Моментом признания расходов, доходов и уменьшения налога в сервисе считается дата проводки, а не дата документа. Например, если оформлена платежка с датой 30 декабря 2018, но деньги по ней поступили на расчетный счет 7 января 2019, то эти доходы попадут в доходы УСН за 2019 год.
Подробнее об учете расходов и доходов УСН см. в статье Книга доходов и расходов.
В «Экстерне для малого бизнеса» расходы УСН учитываются в рамках договора и счета на оплату. Это означает, что сервис проверяет, совпадает ли договор и счет на оплату в платежном документе и в документе покупки. Если указываются разные договоры или разные счета на оплату, то сервис сочтет, что платежные и закрывающие отгрузочные документы относятся к разным договорам или сделкам, по которым расчеты еще не закончены. А значит посчитает, что купленные материалы, товары или услуги еще не оплачены. Следовательно нет оснований, чтобы принять покупку материалов, товаров или услуг в расходы УСН.
Поэтому если в платежке указан договор или счет на оплату, то во входящей накладной (акте, УПД) надо указать тот же договор и тот же счет. Или вовсе не выбирать договоры и счета на оплату в документах с поставщиками.