ABC‑анализ
ABC-анализ помогает проследить, какие товары или блюда пользуются большим спросом, а какие позиции стоит убрать из ассортимента. Таким образом, вы можете быстро определить наиболее прибыльную и хорошо продающуюся продукцию, а значит, увеличить объем продаж.
Маркет анализирует нужную вам позицию по трем показателям: количеству продаж, выручке и прибыли за определенный период. Каждому показателю присваивается оценка.
- Оценка A — очень важные товары или блюда, лидеры по продажам.
- Оценка B — ходовые товары или блюда средней степени важности.
- Оценка C — наименее важные товары или блюда, кандидаты на удаление.
Cервис складывает результаты и выставляет общую оценку каждой позиции. Например, если товар получил оценку ААА, значит его покупают в большем количестве, чем остальные, а его продажи сильно влияют на выручку и прибыль.
Что доступно по тарифам
Если у вас тариф «Оптимальный» или «Премиум» для розницы и общепита, вы сможете провести полный трехмерный ABC-анализ — он присвоит оценку блюдам или товарам по каждому из трех показателей:
- по количеству продаж;
- выручке;
- прибыли.
Если у вас любой тариф для сферы услуг или тариф «Базовый» для розницы и общепита, вам будет доступна возможность провести двумерный ABC-анализ. Сервис присвоит оценку блюдам и товарам по каждому из двух показателей:
- по количеству продаж;
- выручке.
Если при работе со списком вы хотите поподробнее узнать про тот или иной показатель, наведите на него курсор и увидите подсказку.
По итогам анализа Маркет выведет комплексную оценку блюда или товара. Вы сможете скачать отчет с результатами в формате Excel-таблицы. В ней вы увидите советы по каждой позиции. Они присваиваются на основе итоговой оценки. Советы помогут лучше понять оценку и определиться с дальнейшими шагами по работе с товарами или блюдами.
Советы доступны только для тарифов «Оптимальный», «Премиум» для розницы и общепита.
Как работать с ABC-отчетом
- Перейдите в раздел «Отчеты» и найдите блок «ABC-анализ». Нажмите «Посмотреть», чтобы перейти в отчет.
- Выберите группы товаров для анализа. Для этого нажмите на кнопку «Выбрать группы товаров и блюд».
Маркет найдет нужные позиции по выбранным характеристикам. - Укажите период для проведения анализа. Лучше всего — квартал или полгода. Советуем не выбирать для анализа меньший временной отрезок или период с большим количеством праздничных дней (например, январские праздники). Иначе это может исказить результаты.
Если у товара были продажи за указанный период, Маркет оценит каждое блюдо или товар по трем показателям: количеству продаж, выручке и прибыли.
Выбранные товары по умолчанию сортируются от больших показателей к меньшим. Для удобства навигации вы можете изменить порядок сортировки, чтобы в начале списка видеть наиболее слабые позиции.
Оценка (А, В или С) каждому товару или блюду присваивается в соответствии с рассчитанным нарастающим итогом.
Для пользователей сегмента «Общепит» оценка имеет соотношение 50–30–20%:
- В группу А попадают блюда с накопительным итогом меньше 50%.
- В группу B попадают блюда с накопительным итогом между 50% и 80%.
- В группу С попадают блюда, накопительный итог которых больше 80%.
Для розницы и сферы услуг соотношение равно 80–15–5%:
- В группу А попадают товары с накопительным итогом до 80%.
- В группу B попадают товары с накопительным итогом между 80–95%.
- В группу С попадут товары с накопительным итогом от 95%.
По итогам анализа Маркет покажет в правой части экрана итоговые оценки всех позиций.
Проведем ABC-анализ по показателю «Выручка».
- Для анализа выберем группу «Салаты».
- Отсортируем выручку от большей к меньшей:
Блюдо
Выручка, руб.
Салат «Цезарь»
2500,00
Салат «Крабовый»
2100,00
Салат «Мимоза»
2000,00
Салат «Оливье»
1700,00
Салат «Витаминный»
1500,00
Салат «Полянка»
1400,00
Салат «Греческий»
1300,00
Салат «Овощной»
1100,00
Салат «По-корейски»
1100,00
Салат «С говядиной»
1000,00
- Определяем долю выручки для каждого блюда в %.
Блюдо
Выручка, руб.
Выручка, %
Салат «Цезарь»
2500,00
15,900
Салат «Крабовый»
2100,00
13,400
Салат «Мимоза»
2000,00
12,700
Салат «Оливье»
1700,00
10,800
Салат «Витаминный»
1500,00
9,600
Салат «Полянка»
1400,00
8,900
Салат «Греческий»
1300,00
8,300
Салат «Овощной»
1100,00
7,000
Салат «По-корейски»
1100,00
7,000
Салат «С говядиной»
1000,00
6,400
СУММА
15700,00 100,0
- Рассчитываем долю блюд накопительным итогом в %: для каждой позиции суммируем процент выручки всех предыдущих отсортированных позиций и процент выручки текущей позиции. Подробнее в примере ниже:
Блюдо
Выручка, руб.
Доля от выручки, %
Доля накопительным итогом, %
Салат «Цезарь»
2500
15,900
15,900
Салат «Крабовый»
2100
13,400
15,900 + 13,400 = 29,300
Салат «Мимоза»
2000
12,700
15,900 + 13,400 +12,700 = 42,000
Салат «Оливье»
1700
10,800
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 = 52,900
Салат «Витаминный»
1500
9,600
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 = 62,400
Салат «Полянка»
1400
8,900
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 + 8,900 = 71,300
Салат «Греческий»
1300
8,300
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 + 8,900 + 8,300 = 79,600
Салат «Овощной»
1100
7,000
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 + 8,900 + 8,300 + 7,000 = 86,600
Салат «По-корейски»
1100
7,000
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 + 8,900 + 8,300 + 7,000 + 7,000 = 93,600
Салат «С говядиной»
1000
6,400
15,900 + 13,400 +12,700 + 10,800 + 9,600 + 8,900 + 8,300 + 7,000 + 7,000 + 6,400 = 100,000
СУММА
15700
100,000
—
- По колонке «Доля накопительным итогом, %» присваиваем оценку A, B или C каждому блюду. Для пользователей сегмента «Общепит» оценка имеет соотношение 50%-30%-20%: в группу «А» попадают блюда с накопительным итогом меньше 50%, в группу «B» — блюда с накопительным итогом между 50% и 80%, в группу «С» — блюда, накопительный итог которых больше 80%.
Блюдо
Выручка, руб.
Доля от выручки,%
Доля накопительным итогом, %
Оценка ABC
Салат «Цезарь»
2500
15,900
15,900
A
Салат «Крабовый»
2100
13,400
29,300
A
Салат «Мимоза»
2000
12,700
42,000
A
Салат «Оливье»
1700
10,800
52,900
B
Салат «Витаминный»
1500
9,600
62,400
B
Салат «Полянка»
1400
8,900
71,300
B
Салат «Греческий»
1300
8,300
79,600
B
Салат «Овощной»
1100
7,000
86,600
C
Салат «По-корейски»
1100
7,000
93,600
C
Салат «С говядиной»
1000
6,400
100,000
C
СУММА
15700
100,00
—
—
По аналогии с примером проводим анализ по прибыли, количеству и присваиваем оценку блюдам.
Маркет проводит анализ и присваивает оценку одновременно и по выручке, и по количеству, и по прибыли.
Что делать с результатами анализа, советы
- Блюда или товары, получившие две категории А — ваши лидеры продаж, акцент в работе должен быть именно на них.
- Блюда или товары, получившие две С — претенденты на удаление.
- Оптимизируйте себестоимость лидеров продаж, продвигайте их.
- Если ваш сегмент «Общепит» — обновите меню (возможно, стоит немного повысить стоимость блюд: на 5–10 рублей уже будет заметно).
Как подготовиться к удалению блюд, получивших оценку CCC:
- предупредите официантов и поваров;
- удалите блюда из всех печатных и электронных версий меню;
- уберите рецепты с кухни.
Важно отслеживать эффективность всех позиций в меню и при необходимости удалять блюда, которые не пользуются популярностью у посетителей. Так вы снизите нагрузку с кухни, освободите место на складе или полке, сэкономите время и деньги на лишних поставках и заготовках.
Ошибка в показателях прибыли:
В строке с показателем прибыли вы можете увидеть предупреждение об ошибке —

- Если у товара в карточке стоит ОСНО, но не указана ставка НДС. Сервис не сможет посчитать прибыль и рентабельность. Чтобы исправить ошибку, перейдите в карточку товара и укажите ставку НДС.
- Если дата поставки меньше даты реализации, и не хватает документов для корректного расчета прибыли. Чтобы исправить ошибку, заведите недостающие документы о поступлении и проверьте актуальность дат в имеющихся накладных.
- Если закупочная цена товара не указана в акте постановки. Сервис не сможет корректно рассчитать прибыль, так как у товара или блюда нет себестоимости. Чтобы исправить ошибку, перейдите в раздел «Документы» → «Акты» → «Товарный учет». Откройте нужный документ в списке и укажите закупочную цену.
Как оптимизировать себестоимость:
- замените ингредиент на более бюджетный аналог;
- сократите количество дорогостоящего ингредиента и добавьте более бюджетную, но схожую по вкусу позицию;
- уменьшите вхождение дорогого ингредиента;
- замените все ингредиенты блюда, при этом сохранив его внешний вид.
Как увеличивать продажи блюд:
- сделайте качественные фотографии лидеров продаж в меню, обновите их в печатном меню и на сайте заведения;
- продвигайте лидеров продаж в соцсетях (пишите о них в постах, рассылках и в текстах рекламных кампаний);
- проводите мастер-классы для поваров, чтобы повысить качество приготовленных блюд;
- проводите акции с участием наиболее популярных блюд;
- обновите скрипты для обслуживания посетителей, пусть официанты активнее предлагают нужные позиции меню;
- устраивайте конкурсы среди официантов по продажам блюд.
Скачать результаты отчета в формате Excel можно с помощью кнопки «Скачать отчет».