В учетной системе Маркетавы можете легко проанализировать основные показатели бизнеса при помощи отчетов. Один из них — АВС-анализ. Он помогает проследить, какие товары или блюда пользуются большим спросом, а какие позиции стоит убрать из ассортимента. Таким образом, вы можете быстро определить наиболее прибыльную и хорошо продающуюся продукцию, а значит, увеличить объем продаж.
Маркет анализирует нужную вам позицию по трем показателям: количеству продаж, выручке и прибыли за определенный период. Каждому показателю присваивается оценка.
Оценка A — очень важные товары или блюда, лидеры по продажам.
Оценка B — ходовые товары или блюда средней степени важности.
Оценка C — наименее важные товары или блюда, кандидаты на удаление.
Cервис складывает результаты и выставляет общую оценку каждой позиции. Например, если товар получил оценку ААА, значит его покупают в большем количестве, чем остальные, а его продажи сильно влияют на выручку и прибыль.
Если у вас тариф «Оптимальный» или «Премиум» для розницы и общепита, вы сможете провести полный трехмерный ABC-анализ — он присвоит оценку блюдам или товарам по каждому из трех показателей:
по количеству продаж;
выручке;
прибыли.
Если у вас любой тариф для сферы услуг или тариф «Базовый» для розницы и общепита, вам будет доступна возможность провести двумерный ABC-анализ. Сервис присвоит оценку блюдам и товарам по каждому из двух показателей:
по количеству продаж;
выручке.
Если при работе со списком вы хотите поподробнее узнать про тот или иной показатель, наведите на него курсор и увидите подсказку.
По итогам анализа Маркет выведет комплексную оценку блюда или товара. Вы сможете скачать отчет с результатами в формате Excel-таблицы. В ней вы увидите советы по каждой позиции. Они присваиваются на основе итоговой оценки. Советы помогут лучше понять оценку и определиться с дальнейшими шагами по работе с товарами или блюдами.
Советы доступны только для тарифов «Оптимальный», «Премиум» для розницы и общепита.
Как работать с ABC-отчетом
Перейдите в раздел «Отчеты» и найдите блок «ABC-анализ». Нажмите «Посмотреть», чтобы перейти в отчет.
Выберите группы товаров для анализа. Для этого нажмите на кнопку «Выбрать группы товаров и блюд».
Маркет найдет нужные позиции по выбранным характеристикам.
Укажите период для проведения анализа. Лучше всего — квартал или полгода. Советуем не выбирать для анализа меньший временной отрезок или период с большим количеством праздничных дней (например, январские праздники). Иначе это может исказить результаты.
Если у товара были продажи за указанный период, Маркет оценит каждое блюдо или товар по трем показателям: количеству продаж, выручке и прибыли.
Выбранные товары по умолчанию сортируются от больших показателей к меньшим. Для удобства навигации вы можете изменить порядок сортировки, чтобы в начале списка видеть наиболее слабые позиции.
Оценка (А, В или С) каждому товару или блюду присваивается в соответствии с рассчитанным нарастающим итогом.
Для пользователей сегмента «Общепит» оценка имеет соотношение 50–30–20%:
В группу А попадают блюда с накопительным итогом меньше 50%.
В группу B попадают блюда с накопительным итогом между 50% и 80%.
В группу С попадают блюда, накопительный итог которых больше 80%.
Для розницы и сферы услуг соотношение равно 80–15–5%:
В группу А попадают товары с накопительным итогом до 80%.
В группу B попадают товары с накопительным итогом между 80–95%.
В группу С попадут товары с накопительным итогом от 95%.
По итогам анализа Маркет покажет в правой части экрана итоговые оценки всех позиций.
Рассчитываем долю блюд накопительным итогом в %: для каждой позиции суммируем процент выручки всех предыдущих отсортированных позиций и процент выручки текущей позиции. Подробнее в примере ниже:
По колонке «Доля накопительным итогом, %» присваиваем оценку A, B или C каждому блюду. Для пользователей сегмента «Общепит» оценка имеет соотношение 50%-30%-20%: в группу «А» попадают блюда с накопительным итогом меньше 50%, в группу «B» — блюда с накопительным итогом между 50% и 80%, в группу «С» — блюда, накопительный итог которых больше 80%.
Блюдо
Выручка, руб.
Доля от выручки,%
Доля накопительным итогом, %
Оценка ABC
Салат «Цезарь»
2500
15,900
15,900
A
Салат «Крабовый»
2100
13,400
29,300
A
Салат «Мимоза»
2000
12,700
42,000
A
Салат «Оливье»
1700
10,800
52,900
B
Салат «Витаминный»
1500
9,600
62,400
B
Салат «Полянка»
1400
8,900
71,300
B
Салат «Греческий»
1300
8,300
79,600
B
Салат «Овощной»
1100
7,000
86,600
C
Салат «По-корейски»
1100
7,000
93,600
C
Салат «С говядиной»
1000
6,400
100,000
C
СУММА
15700
100,00
—
—
По аналогии с примером проводим анализ по прибыли, количеству и присваиваем оценку блюдам.
Маркет проводит анализ и присваивает оценку одновременно и по выручке, и по количеству, и по прибыли.
Что делать с результатами анализа, советы
Блюда или товары, получившие две категории А — ваши лидеры продаж, акцент в работе должен быть именно на них.
Блюда или товары, получившие две С — претенденты на удаление.
Оптимизируйте себестоимость лидеров продаж, продвигайте их.
Если ваш сегмент «Общепит» — обновите меню (возможно, стоит немного повысить стоимость блюд: на 5–10 рублей уже будет заметно).
Как подготовиться к удалению блюд, получивших оценку CCC:
предупредите официантов и поваров;
удалите блюда из всех печатных и электронных версий меню;
уберите рецепты с кухни.
Важно отслеживать эффективность всех позиций в меню и при необходимости удалять блюда, которые не пользуются популярностью у посетителей. Так вы снизите нагрузку с кухни, освободите место на складе или полке, сэкономите время и деньги на лишних поставках и заготовках.
Ошибка в показателях прибыли:
В строке с показателем прибыли вы можете увидеть предупреждение об ошибке — . Ошибка может возникнуть по нескольким причинам. Например:
Если у товара в карточке стоит ОСНО, но не указана ставка НДС. Сервис не сможет посчитать прибыль и рентабельность. Чтобы исправить ошибку, перейдите в карточку товара и укажите ставку НДС.
Если дата поставки меньше даты реализации, и не хватает документов для корректного расчета прибыли. Чтобы исправить ошибку, заведите недостающие документы о поступлении и проверьте актуальность дат в имеющихся накладных.
Если закупочная цена товара не указана в акте постановки. Сервис не сможет корректно рассчитать прибыль, так как у товара или блюда нет себестоимости. Чтобы исправить ошибку, перейдите в раздел «Документы» → «Акты» → «Товарный учет». Откройте нужный документ в списке и укажите закупочную цену.
Чтобы быстро найти нужный документ в Маркете, воспользуйтесь фильтрами. Подробнее о них рассказываем в инструкции.
Как оптимизировать себестоимость:
замените ингредиент на более бюджетный аналог;
сократите количество дорогостоящего ингредиента и добавьте более бюджетную, но схожую по вкусу позицию;
уменьшите вхождение дорогого ингредиента;
замените все ингредиенты блюда, при этом сохранив его внешний вид.
Как увеличивать продажи блюд:
сделайте качественные фотографии лидеров продаж в меню, обновите их в печатном меню и на сайте заведения;
продвигайте лидеров продаж в соцсетях (пишите о них в постах, рассылках и в текстах рекламных кампаний);
проводите мастер-классы для поваров, чтобы повысить качество приготовленных блюд;
проводите акции с участием наиболее популярных блюд;
обновите скрипты для обслуживания посетителей, пусть официанты активнее предлагают нужные позиции меню;
устраивайте конкурсы среди официантов по продажам блюд.
Скачать результаты отчета в формате Excel можно с помощью кнопки «Скачать отчет».