Расходные ЕГАИС-накладные на возврат, перемещение и поставку
Согласно ФЗ-171 оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции должен фиксироваться в ЕГАИС, в том числе:
-
возврат товаров поставщику,
-
перемещение продукции между торговыми точками,
-
поставки продукции.
Чтобы отправить в ЕГАИС информацию о подобном движении алкогольной продукции, в сервисе нужно сформировать расходную накладную соответствующего типа. В ней указывается, сколько продукции расходуется (возвращается или перемещается), а также, к какой организации переходят товары.
Важно: осуществлять поставки и отчитываться по ним в ЕГАИС могут только поставщики с соответствующей лицензией. Розничные лицензии не включают в себя право на поставку.
Создание накладной
-
Перейдите в раздел «Документы» → «Расход» и нажмите «+ ЕГАИС-накладная».
- В раскрывшемся списке выберите тип документа:
- Возврат. При выборе грузополучателей будут предложены ваши поставщики.
- Перемещение. Выберите в качестве грузополучателя одну из торговых точек вашей организации в Маркете.
- Поставка. Грузополучателем может быть любой контрагент. Этот тип накладной используют поставщики.
-
Заполните номер, дату накладной и выберите грузополучателя в шапке документа. Эти поля обязательны к заполнению.
Если нет возможности выбрать нужного грузополучателя, его необходимо добавить в справочник ваших контрагентов в Маркете.
Добавление позиций
Добавление позиций в накладную происходит в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Шаг 1. Выбор продукции
Для этого на вкладке «Товары» внутри накладной нажмите «+ Добавить позицию». Обратите внимание, что в документ можно добавить только продукцию с ненулевым остатком на балансе в ЕГАИС.
Добавить позицию в документ можно двумя способами:
Способ 1. Выбрать из справочника товаров
При помощи поисковой строки найдите в справочнике нужную продукцию по названию и выберите ее. Важно: позиции с нулевым остатком на ЕГАИС-балансе недоступны для выбора, их нельзя вернуть или переместить в другую точку.
Чтобы изменить способ выбора продукции, нажмите «Сканировать марку».
Способ 2. Отсканировать марку
Нажмите «Сканировать марку». Обратите внимание, что этот способ подойдет только для крепкого алкоголя.
Считайте марку с бутылки при помощи 2D-сканера штрихкодов или через бесплатное приложение Контур.Маркет Сканер. После этого Маркет добавит отсканированную продукцию в документ.
Важно: серия и номер марки или продуктовый штрихкод не подойдут для поиска продукции.
Чтобы изменить способ выбора продукции, нажмите «Выбрать продукцию из справочника».
Шаг 2. Выбор документа о поставке
Укажите документ-основание, по которой вы получали продукцию. Воспользуйтесь поисковой строкой, чтобы быстро найти документ по номеру или дате. Затем нажмите на строку с нужной накладной, в которой количество совпадает с фактическим.
Ошибка «В сервисе нет накладной с этим поступлением»
Это сообщение может отобразиться при выборе документа-основания. В этом случае сопоставьте количество товара, указанное справа от сообщения об ошибке, с количеством, полученным по бумажной накладной.
Возможные причины ошибки:
-
Вы принимали часть накладных в другой программе, но перенос продукции с 1 на 2 регистр осуществляли в Маркете. Подробнее о регистрах вы можете ознакомиться в инструкции.
-
Продукция была поставлена на баланс 1 или 2 регистров вручную, при помощи акта постановки.
Ошибка «Нет документов, по которым можно добавить продукцию»
Это сообщение может отобразиться при выборе документа-основания. В этом случае переместите продукцию на баланс 1 регистра в той программе, в которой вы ее принимали и перемещали. После того, как перенос осуществится, вы сможете вернуться в Маркет и сформировать расходную накладную.
Возможные причины ошибки:
-
Вы принимали часть накладных и перемещали продукцию между регистрами в другой программе.
-
Продукция была поставлена на баланс 2 регистра вручную, актом постановки или инвентаризацией.
Шаг 3. Заполнение данных по позиции
-
Укажите количество продукции.
Если добавляете не маркированную продукцию, укажите ее количество вручную.
Если добавляете маркированную продукцию (крепкий алкоголь), указать ее количество можно при помощи кнопки «Сканировать марку». Считать марку с бутылки поможет 2D-сканер штрихкодов или бесплатное приложение Контур.Маркет Сканер.
При этом если вы хотите добавить в расходную накладную все позиции из документа-основания, нажмите «Использовать все марки из поставки».
Количество не может превышать значения, указанного в документе-основании, по которому вы принимали продукцию ранее. Если вы хотите вернуть или переместить больше товаров, нажмите «+ Добавить еще из другой поставки». Затем выберите еще один документ-основание и также укажите количество или отсканируйте марки. -
Укажите цену за штуку. Росалкогольтабакконтроль советует указывать цену в соответствии с бумажными документами.
-
Нажмите «Сохранить», чтобы добавить позицию в накладную.
-
Выполните указанные выше шаги для каждой позиции, которую вы хотите отразить в расходной накладной.
Реквизиты накладной
Внутри документа перейдите на вкладку «Реквизиты накладной» и заполните поля:
Дата отгрузки — это дата, когда товары отгружены из подразделения грузоотправителя и отправлены грузополучателю. Это поле заполняется автоматически по дате накладной. При необходимости это значение можно изменить.
Основание — в этом поле можно указать документы, на основании которых вы формируете накладную. Заполнять поле не обязательно.
Грузоотправитель — ваша торговая точка, так как при возврате и перемещении вы являетесь отправителем товаров. Заполняется автоматически.
Грузополучатель — ваша торговая точка или контрагент, указанные грузополучателем товара при создании накладной.
Право собственности перешло — рекомендуем отмечать данный пункт для случаев, когда отгрузка товара происходит на транспорт покупателя. Если перевозка осуществляется вашим транспортом или транспортной компанией — отмечать переход права собственности не нужно.
Транспорт — в этом блоке можно указать данные о транспорте, который будет доставлять товары. Поле «Тип перевозки» обязательно к заполнению.
-
Обязательно, если продукцию перевозят с помощью транспортного средства.
-
Необязательно, если продукцию не перевозят на транспортном средстве. Например, если подразделения находятся на одной территории или в пределах одного здания. Перемещение продукции либо не происходит физически, либо его переносят вручную (с одного этажа здания на другой этаж).
Если транспортный раздел включен в товарно-транспортную накладную (ТТН), то указывать реквизиты нужно в зависимости от ситуации. Ответственность в заполнении полей лежит на владельце продукции (грузоотправителе). Некоторые поля необязательны, потому что в них иногда нечего указать. Например, груз перевозят транспортом грузоотправителя без привлечения сторонней компании — в этом случае поле «Компания-перевозчик» можно не заполнять. Необязательно указывать данные прицепа, если его нет.
В каждом регионе могут быть свои правила, какие поля в ТТН необходимо заполнять. Обратитесь в РОИВ по вашему местоположению, чтобы уточнить детали.
Проверка и отправка документа
Когда накладная готова, нажмите на кнопку «Проверить и отправить». Если хотите перейти к отправке позже, сохраните черновик.
Перед отправкой накладной проверьте еще раз реквизиты и адрес грузополучателя. При необходимости можно указать комментарий для получателя. Если все верно, нажмите «Отправить».
После отправки расходной накладной, указанное в ней количество по каждому товару «резервируется» на балансе ЕГАИС. Это значит, что пока грузополучатель не примет или не откажет в приеме накладной, отправить новый документ с этим же товаром нельзя.
-
Если поставщик примет расходную накладную, то товар будет снят с «резерва» и спишется с баланса вашей организации.
-
Если поставщик откажет или вы сами отзовете накладную, то товар будет снят с «резерва» и останется на балансе вашей организации.
После снятия товара с «резерва» можно сформировать новую расходную накладную.
Ответ от получателя
После отправки накладная пройдет проверку в ЕГАИС и будет доставлена грузополучателю. В сервисе расходная накладная будет отображаться в статусе «Ожидает ответа». При приемке товаров получатель должен подтвердить накладную.
Как только ответ получателя будет получен, статус документа изменится. Если грузополучатель примет вашу накладную — она сама перенесется в архив со статусом «Принята».
Что делать при перемещении
После того, как вы сформируете расходную накладную на перемещение и она пройдет проверку в ЕГАИС, новый входящий документ отобразится в Маркете в той торговой точке, которую вы ранее указали в качестве грузополучателя. Как принять входящую ЕГАИС-накладную в Маркете →
Если грузополучатель отклонит накладную, в сервисе ей автоматически присвоится статус «Отклонена получателем».
В таком случае нужно перейти в отклоненную накладную и завершить документооборот, чтобы документ перешел в архив. Для этого нажмите «Перенести в архив».
Отражение перемещения в ЕГАИС
Перемещение алкогольной продукции с одного подразделения на другое, согласно п.16 ст.2 ФЗ-171, попадает под понятие «оборот». Оборот алкогольной продукции согласно ст.10.2 ФЗ-171 оформляется бумажными сопроводительными документами.
Организациям и ИП понадобится универсальный транспортный модуль (УТМ), установленный в торговой точке. Тогда одно подразделение выступает в роли поставщика и передает накладную через свой УТМ. Второе же подразделение выступает в роли покупателя и через свой УТМ принимает эту накладную.
Согласно официальному ответу Росалкогольтабакконтроля, розничные организации могут перемещать продукцию между своими подразделениями в рамках розничной лицензии. Требование при этом только одно: в лицензии должны быть указаны адреса этих подразделений. Полный ответ Росалкогольтабакконтроля приведен ниже.
Как создать копию расходной ЕГАИС-накладной
-
В списке «Расходные накладные» (раздел «Документы» → «Расход») выберите документ, для которого хотите создать копию, вне зависимости от его статуса. Откройте его.
-
В шапке накладной нажмите на значок меню
выберите «Создать копию».
-
Маркет создаст черновик нового документа, заполнит значения из шапки и скопирует в него товары из исходной накладной.
-
При необходимости вы можете изменить значения в редактируемых полях.
-
Не забудьте указать номер документа и проверить вкладку «Реквизиты».
-
Нажмите «Проверить и отправить».
-
Готово! Документ отобразится в разделе «Расходные накладные».
Доступно клиентам на тарифе «ЕГАИС», а также на тарифах «Оптимальный» и «Премиум» для розницы и общепита с подключенным модификатором «ЕГАИС».