Ошибки «Нет связи с ЕГАИС», «Не удалось подключиться к УТМ»
Содержание
Причины ошибок
Причина появления данных ошибок — отсутствие соединения с Универсальным Транспортным Модулем (УТМ) на данном рабочем месте. Например:
- К рабочему месту не подключен носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0 или он определяется некорректно.
- Закончился срок действия сертификата электронной подписи для ЕГАИС или RSA-сертификата.
- УТМ не смог запуститься автоматически.
- В политиках безопасности системы ограничена возможность автоматического запуска служб на компьютере, из-за чего УТМ не может запуститься самостоятельно.
- К компьютеру подключено несколько USB-носителей.
- Компьютер использует Помощник УТМ.
Как исправить
1. Запустите автоматическое устранение неполадок, нажав на кнопку «Восстановить соединение» или «Устранить неполадки» в сообщении «Нет связи с ЕГАИС». Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС.
Если в процессе установки появляется сообщение: «Этот компьютер использует помощника УТМ»:
а. Отключить Помощника УТМ по инструкции.
b. Запустить автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta).
После обновите страницу веб-браузера, нажав на клавишу «F5» на клавиатуре, и запустите заново автоматическую диагностику.
Если ошибка сохраняется, действуйте по нижеприведенному алгоритму.
После каждого действия необходимо будет перезапустить службы.
a. Вручную по инструкции.
b. Автоматически через файл утилиты. Запустите файл, на все запросы операционной системы (ОС) о разрешении внесения изменений в компьютер отвечайте положительно — «Да».
c. Автоматически через диагностику. Нажмите «Начать диагностику», дождитесь 100% загрузки, далее нажмите «Выполнить рекомендуемые действия» и «Начать установку и настройку». На все запросы ОС о разрешении внесения изменений в компьютер отвечайте положительно — «Да».
После запуска служб необходимо подождать 3—5 минут и проверить подключение к ЕГАИС в сервисе Контур.Маркет. Для этого обновите страницу веб-браузера, нажав клавишу «F5» на клавиатуре.
2. Проверьте, что на рабочем месте подключен один носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0 и он корректно определяется операционной системой. Если к вашему компьютеру подключено несколько носителей, то нужно отключить лишние, а носитель для работы с ЕГАИС переподключить к компьютеру.
Для проверки корректности отображения носителя запустите:
Откройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Единый клиент JaCarta». Носитель должен отображаться в основном окне программы, пример корректного отображения представлен на скриншоте ниже.
Если в «Едином Клиенте Jacarta» отображается сообщение «Не обнаружено поддерживаемых моделей токенов», необходимо попробовать подключить носитель в другой USB-порт компьютера.
Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «ГОСТ» и дважды нажмите на ГОСТ-сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Если ГОСТ-сертификат истек, то необходимо выпустить новый сертификат по инструкции.
Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «PKI» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС.
Прежде чем выпустить RSA-ключ на носитель JaCarta, нужно провести инициализацию PKI-части. Для этого воспользуйтесь инструкцией.
Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа, следуя инструкции.
Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.
Откройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Панель управления Рутокен». На вкладке «Администрирование» будут отображаться подключенные рутокены.
Если в разделе «Подключенные Рутокен» пусто, необходимо переподключить носитель или воспользоваться другим USB-портом.
Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Если ГОСТ-сертификат истек, необходимо выпустить новый сертификат по инструкции.
Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС.
Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа, следуя инструкции.
Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.
3. Если УТМ установлен не локально (адрес не localhost:8080), например, на кассе или другом компьютере. Вместо адреса «http://localhost:8080», нужно указать внутренний IP-адрес и порт компьютера в локальной сети, к которому осуществляется подключение — основного компьютера. Уточнить эти данные вы можете у системного администратора. Либо в командной строке (cmd) выполните команду «arp -a» без кавычек и посмотреть динамические адреса — один из них тот, который вам нужен. Затем нажать «Подключиться».
Пример адреса: http://192.0.0.5:8181/ (192.0.0.5 — IP-адрес и через «:» порт — 8181).
Для изменения адреса перейдите в меню «Настройки и оплата» → «Настройки».
Напротив адреса УТМ нажмите «Изменить».
Откроется окно изменения адреса.
Проверить, что вы указали нужный адрес, можно, открыв новую страницу в браузере, и в адресной строке указать адрес подключения (пример: http://192.0.0.5:8181/).
Должна открыться домашняя страница УТМ.
- Если на странице появляется сообщение «Не удается отобразить эту страницу», проверить, правильно ли указан адрес подключения. Уточнить его можно у системного администратора.
- Если адрес указан верно, проверьте соединение с УТМ на основном компьютере.