Ошибки «Нет связи с ЕГАИС» и «Не удалось подключиться к УТМ»

Магазины и общепит, торгующие алкоголем, обязаны работать с ЕГАИС через универсальный транспортный модуль (далее — УТМ). Это программа, которую скачивают и устанавливают на компьютер в торговой точке. Установка и переустановка УТМ 

Причины ошибок

Причина появления данных ошибок — отсутствие соединения с УТМ на данном рабочем месте. Например:

  • К рабочему месту не подключен носитель JaCarta или Рутокен ЭЦП 2.0/3.0 или он определяется некорректно.
  • Закончился срок действия сертификата электронной подписи для ЕГАИС или RSA-сертификата.
  • УТМ не смог запуститься автоматически.
  • В политиках безопасности системы ограничена возможность автоматического запуска служб на компьютере, из-за чего УТМ не может запуститься самостоятельно.
  • К компьютеру подключено несколько USB-носителей.
  • Компьютер использует Помощник УТМ.

Как исправить

Запустите автоматическое устранение неполадок, нажав на кнопку «Восстановить соединение» или «Устранить неполадки» в сообщении «Нет связи с ЕГАИС». Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС.

Если в процессе установки появляется сообщение «Этот компьютер использует помощника УТМ», выполните следующие шаги:

  1. Отключите Помощника УТМ в Маркете в разделе «Настройки» → вкладка «Госсистемы» → блок «ЕГАИС» → поле «Помощник УТМ».
  2. Запустите автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta).
  3. Обновите страницу браузера, нажав «F5» на клавиатуре, и запустите заново автоматическую диагностику.

После каждого действия нужно перезапустить УТМ. Затем подождите 3-5 минут и проверьте подключение к ЕГАИС в Контур.Маркете. Для этого обновите страницу браузера, нажав «F5» на клавиатуре.

Что делать, если ошибка сохраняется

Проверьте, что на рабочем месте подключен один носитель JaCarta или Рутокен ЭЦП 2.0/3.0 и он корректно определяется операционной системой. Если к вашему компьютеру подключено несколько носителей, то нужно отключить лишние, а носитель для работы с ЕГАИС переподключить к компьютеру.

Чтобы проверить правильно ли отображается носитель, запустите на компьютере:

Приложение «Единый клиент JaCarta» — для носителя JaCarta
Откройте меню «Пуск» → «Единый клиент JaCarta». Носитель должен отображаться в основном окне программы, как показано на скриншоте ниже.



Если в «Едином Клиенте Jacarta» видите сообщение «Не обнаружено поддерживаемых моделей токенов», нужно:

  • Попробовать подключить носитель в другой USB-порт компьютера. 
  • Проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «ГОСТ» и дважды нажмите на ГОСТ-сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если он истек, выпустите новый.
  • Проверить, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «PKI» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если RSA-ключ истек, проведите инициализацию PKI-части и перезапросите его.

    Обратите внимание, что на один носитель JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0/3.0 может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. А еще — если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.
Приложение «Панель управления Рутокен» — для носителя Рутокен ЭЦП 2.0
Откройте меню «Пуск» → «Панель управления Рутокен». На вкладке «Администрирование» будут отображаться подключенные рутокены.

Если в разделе «Подключенные Рутокен» пусто, нужно:
  • Переподключить носитель или воспользоваться другим USB-портом.
  • Проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если он истек, выпустите новый.
  • Проверить, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если RSA-ключ истек, перезапросите его.

    Обратите внимание, что на один носитель JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0/3.0 может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. А еще — если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван. 
  • Если УТМ установлен не локально (адрес не localhost:8080), например, на кассе или другом компьютере. Вместо адреса «http://localhost:8080» нужно указать внутренний IP-адрес и порт компьютера в локальной сети, к которой подключен основной компьютер. Уточнить эти данные вы можете у системного администратора. Либо в командной строке (cmd) выполните команду «arp -a» без кавычек и посмотреть динамические адреса — один из них тот, который вам нужен. Затем нажать «Подключиться».

    Пример адреса: http://192.0.0.5:8181/ (192.0.0.5 — IP-адрес и через «:» порт — 8181).

    Для изменения адреса выполните следующие шаги:

    1. В Маркете откройте раздел «Настройки» в меню слева.
    2. На вкладке «Госсистемы» найдите блок «ЕГАИС».
    3. Наведите курсор на поле «Адрес УТМ» и нажмите «Изменить». 
    4. В открывшемся окне изменте адрес.
    5. Проверить, что вы указали нужный адрес, можно, открыв новую страницу в браузере, и в адресной строке указать адрес подключения (пример: http://192.0.0.5:8181/).
    6. Должна открыться домашняя страница УТМ.
      • Если на странице появляется сообщение «Не удается отобразить эту страницу», проверить, правильно ли указан адрес подключения. Уточнить его можно у системного администратора.
      • Если адрес указан верно, проверьте соединение с УТМ на основном компьютере.

    Скидка 20%

    на работу с маркировкой, ЕГАИС, «Меркурием» и другие возможности Маркета при покупке онлайн по промокоду ОНЛАЙН20

    База знаний