Ошибки «Нет связи с ЕГАИС» и «Не удалось подключиться к УТМ»

Магазины и общепит, торгующие алкоголем, обязаны работать с ЕГАИС через универсальный транспортный модуль (УТМ). Это программа, которую скачивают в личном кабинете ЕГАИС и устанавливают на компьютер в торговой точке. 

Причины ошибок

Причина появления данных ошибок — отсутствие соединения с Универсальным Транспортным Модулем (УТМ) на данном рабочем месте. Например:

  • К рабочему месту не подключен носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0  или он определяется некорректно.
  • Закончился срок действия сертификата электронной подписи для ЕГАИС или RSA-сертификата.
  • УТМ не смог запуститься автоматически.
  • В политиках безопасности системы ограничена возможность автоматического запуска служб на компьютере, из-за чего УТМ не может запуститься самостоятельно.
  • К компьютеру подключено несколько USB-носителей.
  • Компьютер использует Помощник УТМ.

Как исправить

  1. Запустите автоматическое устранение неполадок, нажав на кнопку «Восстановить соединение» или «Устранить неполадки» в сообщении «Нет связи с ЕГАИС». Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС.

    Если в процессе установки появляется сообщение «Этот компьютер использует помощника УТМ» нужно выполнить следующие шаги:
  2. Отключить Помощника УТМ по инструкции.
    1. Запустить автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta). 
    2. Обновить страницу веб-браузера, нажав на клавишу «F5» на клавиатуре, и запустить заново автоматическую диагностику.

      Если ошибка сохраняется, действуйте по нижеприведенному алгоритму.
      После каждого действия необходимо будет перезапустить службы.
      Как это сделать 

      После запуска служб необходимо подождать 3—5 минут и проверить подключение к ЕГАИС в сервисе Контур.Маркет. Для этого обновите страницу веб-браузера, нажав клавишу «F5» на клавиатуре.
  3. Проверьте, что на рабочем месте подключен один носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0 и он корректно определяется операционной системой. Если к вашему компьютеру подключено несколько носителей, то нужно отключить лишние, а носитель для работы с ЕГАИС переподключить к компьютеру.
    Для проверки корректности отображения носителя запустите:
    Приложение «Единый клиент JaCarta» — для носителя JaCarta
    Откройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Единый клиент JaCarta». Носитель должен отображаться в основном окне программы, пример корректного отображения представлен на скриншоте ниже.

    Если в «Едином Клиенте Jacarta» отображается сообщение «Не обнаружено поддерживаемых моделей токенов», необходимо попробовать подключить носитель в другой USB-порт компьютера.

    Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «ГОСТ» и дважды нажмите на ГОСТ-сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если ГОСТ-сертификат истек, то необходимо выпустить новый сертификат по инструкции

    Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «PKI» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС.

    Прежде чем выпустить RSA-ключ на носитель JaCarta, нужно провести инициализацию PKI-части.
    Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа.

    Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.
    Приложение «Панель управления Рутокен» — для носителя Рутокен ЭЦП 2.0
    Откройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Панель управления Рутокен». На вкладке «Администрирование» будут отображаться подключенные рутокены.

    Если в разделе «Подключенные Рутокен» пусто, необходимо переподключить носитель или воспользоваться другим USB-портом.
    Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.

    Если ГОСТ-сертификат истек, необходимо выпустить новый сертификат.

    Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.

    Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС.  Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа.

    Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.
  4. Если УТМ установлен не локально (адрес не localhost:8080), например, на кассе или другом компьютере. Вместо адреса «http://localhost:8080», нужно указать внутренний IP-адрес и порт компьютера в локальной сети, к которому осуществляется подключение — основного компьютера. Уточнить эти данные вы можете у системного администратора. Либо в командной строке (cmd) выполните команду «arp -a» без кавычек и посмотреть динамические адреса — один из них тот, который вам нужен. Затем нажать «Подключиться».

Пример адреса: http://192.0.0.5:8181/ (192.0.0.5 — IP-адрес и через «:» порт — 8181).

Для изменения адреса выполните следующие шаги:

  1. Перейдите в Маркете в раздел «Настройки и оплата» → «Настройки».
  2. На вкладке «Госсистемы» найдите блок «ЕГАИС».
  3. Наведите курсор на поле «Адрес УТМ» и нажмите «Изменить». 
  4. Откроется окно изменения адреса.

Проверить, что вы указали нужный адрес, можно, открыв новую страницу в браузере, и в адресной строке указать адрес подключения (пример: http://192.0.0.5:8181/).

Должна открыться домашняя страница УТМ.

  • Если на странице появляется сообщение «Не удается отобразить эту страницу», проверить, правильно ли указан адрес подключения. Уточнить его можно у системного администратора.
  • Если адрес указан верно, проверьте соединение с УТМ на основном компьютере.

market

Узнайте подробнее про возможности сервиса

База знаний