Ошибки «Нет связи с ЕГАИС» и «Не удалось подключиться к УТМ»
Магазины и общепит, торгующие алкоголем, обязаны работать с ЕГАИС через универсальный транспортный модуль (УТМ). Это программа, которую скачивают в личном кабинете ЕГАИС и устанавливают на компьютер в торговой точке.
Причины ошибок
Причина появления данных ошибок — отсутствие соединения с Универсальным Транспортным Модулем (УТМ) на данном рабочем месте. Например:
- К рабочему месту не подключен носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0 или он определяется некорректно.
- Закончился срок действия сертификата электронной подписи для ЕГАИС или RSA-сертификата.
- УТМ не смог запуститься автоматически.
- В политиках безопасности системы ограничена возможность автоматического запуска служб на компьютере, из-за чего УТМ не может запуститься самостоятельно.
- К компьютеру подключено несколько USB-носителей.
- Компьютер использует Помощник УТМ.
Как исправить
- Запустите автоматическое устранение неполадок, нажав на кнопку «Восстановить соединение» или «Устранить неполадки» в сообщении «Нет связи с ЕГАИС». Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС.
Если в процессе установки появляется сообщение «Этот компьютер использует помощника УТМ» нужно выполнить следующие шаги: - Отключить Помощника УТМ по инструкции.
- Запустить автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta).
- Обновить страницу веб-браузера, нажав на клавишу «F5» на клавиатуре, и запустить заново автоматическую диагностику.
Если ошибка сохраняется, действуйте по нижеприведенному алгоритму.
После каждого действия необходимо будет перезапустить службы.
Как это сделать →
После запуска служб необходимо подождать 3—5 минут и проверить подключение к ЕГАИС в сервисе Контур.Маркет. Для этого обновите страницу веб-браузера, нажав клавишу «F5» на клавиатуре.
- Запустить автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta).
- Проверьте, что на рабочем месте подключен один носитель JaCarta/Рутокен ЭЦП 2.0 и он корректно определяется операционной системой. Если к вашему компьютеру подключено несколько носителей, то нужно отключить лишние, а носитель для работы с ЕГАИС переподключить к компьютеру.
Для проверки корректности отображения носителя запустите:
Приложение «Единый клиент JaCarta» — для носителя JaCartaОткройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Единый клиент JaCarta». Носитель должен отображаться в основном окне программы, пример корректного отображения представлен на скриншоте ниже.
Если в «Едином Клиенте Jacarta» отображается сообщение «Не обнаружено поддерживаемых моделей токенов», необходимо попробовать подключить носитель в другой USB-порт компьютера.
Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «ГОСТ» и дважды нажмите на ГОСТ-сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Если ГОСТ-сертификат истек, то необходимо выпустить новый сертификат по инструкции.
Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «PKI» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия. Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС.
Прежде чем выпустить RSA-ключ на носитель JaCarta, нужно провести инициализацию PKI-части.
Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа.
Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.Приложение «Панель управления Рутокен» — для носителя Рутокен ЭЦП 2.0Откройте меню «Пуск» → в поисковом окне начните вводить→ «Панель управления Рутокен». На вкладке «Администрирование» будут отображаться подключенные рутокены.
Если в разделе «Подключенные Рутокен» пусто, необходимо переподключить носитель или воспользоваться другим USB-портом.
Нужно проверить, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Если ГОСТ-сертификат истек, необходимо выпустить новый сертификат.
Проверьте, что на токен записан действующий RSA-ключ. Перейдите в раздел «Сертификаты» и нажмите дважды на сертификат RSA. Откроется окно с информацией о сертификате и его сроке действия.
Перезапросите RSA-ключ с портала ЕГАИС. Запрос осуществляется в личном кабинете ЕГАИС. Чтобы войти в личный кабинет, воспользуйтесь инструкцией. После входа произведите запрос RSA-ключа.
Исходя из технических особенностей носителей JaCarta и Рутокен ЭЦП 2.0, на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. Также обратите внимание на то, что если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван. - Если УТМ установлен не локально (адрес не localhost:8080), например, на кассе или другом компьютере. Вместо адреса «http://localhost:8080», нужно указать внутренний IP-адрес и порт компьютера в локальной сети, к которому осуществляется подключение — основного компьютера. Уточнить эти данные вы можете у системного администратора. Либо в командной строке (cmd) выполните команду «arp -a» без кавычек и посмотреть динамические адреса — один из них тот, который вам нужен. Затем нажать «Подключиться».
Пример адреса: http://192.0.0.5:8181/ (192.0.0.5 — IP-адрес и через «:» порт — 8181).
Для изменения адреса выполните следующие шаги:
- Перейдите в Маркете в раздел «Настройки и оплата» → «Настройки».
- На вкладке «Госсистемы» найдите блок «ЕГАИС».
- Наведите курсор на поле «Адрес УТМ» и нажмите «Изменить».
- Откроется окно изменения адреса.
Проверить, что вы указали нужный адрес, можно, открыв новую страницу в браузере, и в адресной строке указать адрес подключения (пример: http://192.0.0.5:8181/).
Должна открыться домашняя страница УТМ.
- Если на странице появляется сообщение «Не удается отобразить эту страницу», проверить, правильно ли указан адрес подключения. Уточнить его можно у системного администратора.
- Если адрес указан верно, проверьте соединение с УТМ на основном компьютере.