Обувь
С 1 марта 2020 года обувь нужно продавать по новым правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
Маркировке подлежит любая обувь, от чешек до валенок: коды ТН ВЭД маркируется 6401, 6402, 6403, 6404 и 6405, коды ОКПД 2 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12.
До 1 июля 2020 розничные продавцы обязаны промаркировать остатки обуви, иначе их нельзя будет продать после этой даты.
Магазин должен работать с универсальными передаточными документами (УПД), чтобы сообщать в Честный ЗНАК о получении товара от поставщика, возврате, отгрузке.
На кассе продавец должен сканировать код Data Matrix на товаре, чтобы касса отправляла данные о продаже в государственную систему мониторинга «Честный ЗНАК» через ОФД.
Как работает контроль за обувью
Государство контролирует оборот обуви, чтобы потребитель избежал подделок, а участники рынка отказались от серых схем работы.
Контролю подлежат все виды обуви, в независимости от пола (мужская обувь, женская, унисекс, детская) и из чего обувь изготовлена. По кодам ТН ВЭД маркируется 6401, 6402, 6403, 6404 и 6405. По ОКПД 2 — 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12.
Для правильной работы маркировки производители обязаны наносить на каждую пару обуви (на коробку, подошву или бирку) цифровой код Data Matrix. Таким образом государство может соотнести каждую пару обуви с ее уникальным кодом. Перемещение и продажу этих кодов фиксирует «Честный ЗНАК». Все этапы описаны под иллюстрацией.
1. Производство
Продукция маркируется электронными средствами идентификации: на каждую единицу товара или упаковки наносится двухмерный код формата Data Matrix.
По запросу производителя ЦРПТ генерирует уникальные коды для нужного количества новой продукции. В заводских условиях производитель наносит присланные от ЦРПТ коды на всю имеющуюся обувь.
Производитель сообщает ЦРПТ, какие коды использовались. Эти же коды указываются в первичных документах, которые оформляются при продаже оптовикам. В системе «Честный ЗНАК» данные фигурируют в форме универсальных передаточных документов (УПД), которые нужно подписывать квалифицированной электронной подписью (КЭП).
2. Получение в точке розничной продажи
Магазин получает маркированную обувь от поставщика и товарные накладные в бумажном (на время переходного периода) и электронном виде.
В сервисе для работы с маркировкой, например, в Контур.Маркете, товаровед видит УПД для данной поставки. УПД содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки.
Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку в системе электронного документооборота, подписывая входящий УПД при помощи КЭП. Пока нет требования обязательно сканировать коды при приеме товара.
3. Перемещение между организациями
Отправители и получатели груза сообщают в систему «Честный ЗНАК», что приняли продукцию, подписывая электронный УПД. При получении груза рекомендовано сканировать упаковки (методические рекомендации), чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов.
4. Маркировка остатков
Этапы маркировки обувных остатков:
5. Продажа (вывод из оборота)
Кассир считывает 2D-сканером код с товара, продавая ее покупателю. Касса отправляет в адрес ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения об обувных кодах — в «Честный ЗНАК». После этого система фиксирует, какие именно коды выведены из оборота, а значит, использованные коды в дальнейшем не должны встречаться в обороте.
По новым требованиям в бумажных чеках нужно печатать символ [M], а в электронных чеках указывать код маркировки.
Больше о работе с маркированными товарами в Маркете читайте в инструкциях:
- С чего начать работу с маркированными товарами →
- Как подключиться к электронному документообороту →
- Регистрация и работа с Честном знаке →
- Как получить накладную на маркированный товар в Маркете →
- Сканирование и проверка кодов маркировки при приемке →
- Как обработать товароучетную часть накладной →
- Вывод маркированных товаров из оборота →