Конструктор отчетов в Yandex DataLens
Yandex DataLens — это бесплатный сервис для создания наглядных и удобных отчетов. Он синхронизируется с Контур.Маркетом и напрямую получает из него информацию о продажах, возвратах, списаниях, поступлениях и остатках. На основе этих данных DataLens создает отчеты, которые вы можете редактировать под свои задачи и потребности или использовать при подготовке собственных отчетов.
Мы сделали для вас тестовый дашборд в DataLens, чтобы вы могли лучше познакомиться с тем, как работают отчеты в сервисе.
Собрать отчеты в DataLens можно по любому количеству торговых точек в рамках одной организации.
Доступно для клиентов Маркета из сферы розницы и общепита на тарифах «Оптимальный» и «Премиум».
Настройка подключения в Маркете
Как настроить права пользователей в Маркете →
- Перейдите в «Настройки и оплата» → «Настройки».
- На вкладке «Продвижение и аналитика» в блоке «Yandex DataLens» кликните «Подключить».
- Выберите в списке торговые точки, показатели которых хотите занести в отчет. Список точек можно будет изменить позже.
- Кликните «Продолжить».
- Нажмите «Скопировать токен доступа». Токен понадобится для дальнейшей настройки подключения.
- Кликните по ссылке «коннектор Маркета в сервисе Yandex DataLens». Сразу после этого вы перейдете в сервис Yandex DataLens.
Настройка подключение в DataLens
Yandex DataLens работает в облачной платформе Yandex Cloud.
- При клике по ссылке в Маркете вы перейдете в сервис Yandex DataLens.
- Нажмите «Войти в Яндекс ID».
- Войдите в ваш аккаунт в Яндексе по ссылке. Если у вас еще нет аккаунта, создайте его.
- При первом входе проставьте галочки для обоих пунктов и нажмите «Войти».
- Откроется страница Маркета в Yandex DataLens. Введите полученный ранее в Маркете токен и нажмите «Создать подключение».
- В открывшемся окне введите имя подключения. К примеру, это может быть название вашей организации. Нажмите «Создать».
- Выберите «Дашборд Контур.Маркет». Это основная страница для просмотра статистики.
- В дальнейшем этот дашборд можно найти на вкладке «Дашборды» под значком
в меню слева.
- Готово. Откроется дашборд вашей организации в Маркете.
При первом подключении необходимо подождать пока данные из Маркета загрузятся в дашборд. Обычно это занимает от 2 до 5 минут. По истечении этого времени обновите страницу. Если данные не загрузились, обратитесь в техподдержку.
Как работать с отчетами в DataLens
Отчеты позволяют детально изучить основные показатели ваших торговых точек. DataLens получает данные из Маркета напрямую. Они обновляются автоматически: остатки товаров в онлайне, остальные показатели один раз в сутки.
DataLens доступен также и на мобильных устройствах. Он работает через браузер на смартфонах и планшетах.
- Чтобы перейти к дашборду с отчетами в DataLens, откройте вкладку «Дашборды» через значок
в меню слева.
- Выберите «Дашборд Контур.Маркет». Это основная страница для просмотра статистики.
- Откроется «Дашборд Контур.Маркет». Он содержит шесть вкладок.
На вкладке «Главная» вы найдете обзорную информацию о продажах:
- выручку по точкам за выбранный период,
- топ групп товаров, которые продаются лучше остальных,
- средний чек и общее количество чеков за выбранный период,
- таблицу со всеми видами оплат, возвратами и авансами,
- график выручки по датам.
На других пяти вкладках вы найдете более подробные данные по каждому показателю:
- по продажам,
- по возвратам,
- по списаниям,
- по поступлениям,
- по остаткам.
На каждой вкладке вы можете воспользоваться фильтрами, чтобы выбрать нужные торговые точки, временной интервал, группы товаров и конкретные позиции. Это поможет сделать отчет более подробным.
Обратите внимание, что в отчетах пока не отображаются товары с модификациями. Со временем такая возможность появится, мы уже работаем над этим.
По каждому показателю вы можете:
- посмотреть общие данные, в том числе в разрезе каждой торговой точки,
- посмотреть данные отдельно по каждой позиции или группе товаров,
- изучить динамику основных показателей с помощью графика по датам.
Эти данные помогут вам:
- определить, какие товары или группы товаров продаются лучше остальных,
- сравнить данные о продажах и выручке за разные периоды,
- изучить объем закупок у поставщиков,
- понять, какие товары списывались чаще других и по каким причинам,
- посмотреть сумму остатков в розничных ценах,
- проанализировать, какие товары чаще всего возвращали.
Если хотите узнать больше о том, как пользоваться Yandex DataLens, можете пройти бесплатный учебный курс по работе в сервисе.
Дашборд и все отчеты будут храниться в вашем аккаунте Yandex DataLens. Вы можете редактировать их и добавлять новые отчеты, чтобы получить подробные данные по конкретным запросам. Как это работает, читайте в следующем разделе инструкции.
Редактирование и создание новых отчетов
Сервис Yandex DataLens представляет собой «конструктор» для создания отчетов. Вы можете редактировать существующие отчеты и создавать новые под свои задачи и потребности на основе датасетов (таблиц с данными из вашей организации в Маркете). Все изменения сохраняются у вас и будут доступны только вам.
Чтобы узнать, как создать собственные отчеты, и открыть для себя другие полезные возможности сервиса, рекомендуем пройти бесплатный учебный курс по Yandex DataLens →
Редактирование дашборда
Рассмотрим пример редактирования диаграммы «ТОП-10 групп товаров по выручке» в новую диаграмму «Группы товаров по возвратам», чтобы узнать, какие группы товаров чаще всего возвращают в магазин.
- Нажмите на значок
рядом с нужным блоком на дашборде и выберите «Редактировать».
- В открывшемся окне редактора с помощью мыши перетащите показатель «Сумма возврата» из левой колонки в среднюю колонку:
- в раздел «X»,
- в раздел «Сортировка»,
- в раздел «Подписи».
- Перетащите показатель «Сумма возврата» в раздел «Фильтры» и укажите значение больше нуля.
- Диаграмма готова!
- Сохраните новую диаграмму. Для этого рядом с кнопкой «Сохранить» нажмите стрелку вниз и выберите «Сохранить как копию».
- Введите название для новой диаграммы (в нашем случае из примера это «Возвраты товаров») и нажмите «Сохранить».
Как настроить права доступа к отчетам
Вы можете предоставить доступ к личному кабинету DataLens другим пользователям, чтобы у них была возможность просмотреть созданные отчеты и использовать их в подготовке собственных отчетов. Для этого пользователю понадобится только аккаунт в Яндексе.
DataLens позволяет настраивать права доступа к отчетам:
- Чтобы смотреть и создавать отчеты не нужно иметь доступ в Маркет.
- Доступ можно давать к отдельным отчетам, например, только к отчету «Продажи».
- Перейдите на главную страницу DataLens.
- Откройте настройки сервиса. Для этого на рабочей панели слева нажмите на значок
.
- Нажмите «Добавить пользователей» в блоке «Управление пользователями».
- В открывшемся окне введите почтовый адрес пользователя Яндекса, которого вы хотите добавить (например, login@yandex.ru). Можно перечислить адреса нескольких пользователей.
- Нажмите «Добавить».
- Пользователь получит на почту письмо со ссылкой-приглашением в DataLens. Приняв его, пользователь сможет войти в вашу организацию и начать пользоваться DataLens в роли «datalens.creator».
Все приглашенные пользователи получают права доступа на чтение готовых отчетов и на создание собственных. Чтобы пользователь мог редактировать отчет по вашей организации, нужно предоставить ему роль «datalens.instances.user».
Как назначить или отозвать роль для пользователя, читайте в инструкции →
Мы хотим, чтобы решение Маркета было еще более удобным и полезным для вашего бизнеса. Оставляйте свои отзывы и предложения по улучшению работы с DataLens в форме обратной связи.
Как предоставить доступ к отдельным строкам данных
DataLens позволяет предоставить доступ на уровне строк RLS (Row-level security, безопасность на уровне строк) — ограничить доступ к данным для пользователей в рамках одного датасета.
К примеру, в вашей организации 5 торговых точек, вы хотите предоставить доступ сотруднику только к 2 торговым точкам, а другому сотруднику — только к 3 торговым точкам. При этом должны быть доступны все отчеты. Для этого:
- Откройте датасет (папка «Датасеты»), доступ к которому вы хотите ограничить.
- В строке «Торговая точка» кликните на иконку ключика.
-
В открывшемся окне пропишите название точки и через двоеточие укажите логин сотрудника в Яндексе.
Например, вот так:
'Альфа': user1@yandex.ru
'Бета': user1@yandex.ru
'Альфа': user2@yandex.ru
'Гамма': user2@yandex.ru
'Дельта': user2@yandex.ru -
Нажмите кнопку «Сохранить».
-
Затем нажмите кнопку «Сохранить» у Датасета.
-
Готово! В результате пользователь user1@yandex.ru во всех отчетах будет видеть данные только по торговым точкам «Альфа» и «Бета», а user2@yandex.ru — «Альфа», «Гамма», «Дельта».
Подробнее про настройку доступа RLS читайте в документации DataLens.
Вопросы и ответы
Да, Yandex DataLens — это бесплатный сервис от Яндекса.
Возможность работы с отчетами в DataLens включена в стоимость тарифов «Оптимальный» и «Премиум» для сегментов розницы и общепита с любым количеством точек.
Данные в отчетах регулярно синхронизируются с Маркетом:
- остатки товаров обновляются в онлайне
- остальные данные один раз в сутки.
Если товар, группа или подгруппы товаров, торговая точка (и так далее) обновляются в Маркете, то все изменения будут отражены в отчетах DataLens на следующие сутки утром.
Все названия таких товаров автоматически приводятся к единому значению.Товары с одинаковым штрихкодом (или ID товара) из разных торговых точек заменяются на один товар, и в отчетах DataLens используется название товара и его группа из первой попавшейся точки.
Пример: если в пяти торговых точках есть пять товаров с одинаковым штрихкодом, но разными названиями: «Феликс говядина желе 75 гр» и «Феликс говядина 75г (в желе)». DataLens выберет случайным образом первый товар как основной и везде будет использовать название первого товара, его группы и подгруппы.