Конструктор отчетов в Yandex DataLens

Yandex DataLens — это бесплатный сервис для создания наглядных и удобных отчетов. Он синхронизируется с Контур.Маркетом и напрямую получает из него информацию о продажах, возвратах, списаниях, поступлениях и остатках. На основе этих данных DataLens создает отчеты, которые вы можете редактировать под свои задачи и потребности или использовать при подготовке собственных отчетов. 

Мы сделали для вас тестовый дашборд в DataLens, чтобы вы могли лучше познакомиться с тем, как работают отчеты в сервисе. 

Собрать отчеты в DataLens можно по любому количеству торговых точек в рамках одной организации. 

Доступно для клиентов Маркета из сферы розницы и общепита на тарифах «Оптимальный» и «Премиум». 

Настройка подключения в Маркете

Настраивать интеграцию с Yandex DataLens могут только пользователи Маркета с правами на раздел «Настройки» → «Продвижение и аналитика». По умолчанию это право есть у Администраторов.

Как настроить права пользователей в Маркете → 

  1. Перейдите в «Настройки и оплата» → «Настройки».
  2. На вкладке «Продвижение и аналитика» в блоке «Yandex DataLens» кликните «Подключить». 
  3. Выберите в списке торговые точки, показатели которых хотите занести в отчет. Список точек можно будет изменить позже. 
  4. Кликните «Продолжить». 
  5. Нажмите «Скопировать токен доступа». Токен понадобится для дальнейшей настройки подключения.
  6. Кликните по ссылке «коннектор Маркета в сервисе Yandex DataLens». Сразу после этого вы перейдете в сервис Yandex DataLens.

Настройка подключение в DataLens 

Yandex DataLens работает в облачной платформе Yandex Cloud.

  1. При клике по ссылке в Маркете вы перейдете в сервис Yandex DataLens.
  2. Нажмите «Войти в Яндекс ID». 
  3. Войдите в ваш аккаунт в Яндексе по ссылке. Если у вас еще нет аккаунта, создайте его.
  4. При первом входе проставьте галочки для обоих пунктов и нажмите «Войти».
  5. Откроется страница Маркета в Yandex DataLens. Введите полученный ранее в Маркете токен и нажмите «Создать подключение».
  6. В открывшемся окне введите имя подключения. К примеру, это может быть название вашей организации. Нажмите «Создать».
  7. Выберите «Дашборд Контур.Маркет». Это основная страница для просмотра статистики.
  8. В дальнейшем этот дашборд можно найти на вкладке «Дашборды» под значком в меню слева. 
  9. Готово. Откроется дашборд вашей организации в Маркете.

При первом подключении необходимо подождать пока данные из Маркета загрузятся в дашборд. Обычно это занимает от 2 до 5 минут. По истечении этого времени обновите страницу. Если данные не загрузились, обратитесь в техподдержку

Как работать с отчетами в DataLens

Отчеты позволяют детально изучить основные показатели ваших торговых точек. DataLens получает данные из Маркета напрямую. Они обновляются автоматически: остатки товаров в онлайне, остальные показатели один раз в сутки.

DataLens доступен также и на мобильных устройствах. Он работает через браузер на смартфонах и планшетах. 

  1. Чтобы перейти к дашборду с отчетами в DataLens, откройте вкладку «Дашборды» через значок в меню слева. 
  2. Выберите «Дашборд Контур.Маркет». Это основная страница для просмотра статистики. 
  3. Откроется «Дашборд Контур.Маркет». Он содержит вкладки.

На вкладке «Главная» вы найдете обзорную информацию о продажах:

  • выручку по точкам за выбранный период,
  • топ групп товаров, которые продаются лучше остальных,
  • средний чек и общее количество чеков за выбранный период,
  • таблицу со всеми видами оплат, возвратами и авансами,
  • график выручки по датам.

На других пяти вкладках вы найдете более подробные данные по каждому показателю:

  • по продажам,
  • по возвратам, 
  • по списаниям,
  • по поступлениям,
  • по остаткам.

На вкладке «LFL» вы увидите, насколько продажи товаров в текущем периоде изменились относительно предшествующего периода.

На каждой вкладке вы можете воспользоваться фильтрами, чтобы выбрать нужные торговые точки, временной интервал, группы товаров и конкретные позиции. Это поможет сделать отчет более подробным. 

Обратите внимание, что в отчетах пока не отображаются товары с модификациями. Со временем такая возможность появится, мы уже работаем над этим. 

По каждому показателю вы можете:

  • посмотреть общие данные, в том числе в разрезе каждой торговой точки, 
  • посмотреть данные отдельно по каждой позиции или группе товаров,
  • посмотреть данные по каждой модификации товара,
  • изучить динамику основных показателей с помощью графика по датам.

Эти данные помогут вам:

  • определить, какие товары или группы товаров продаются лучше остальных,
  • сравнить данные о продажах и выручке за разные периоды, в том числе по дням,
  • изучить объем закупок у поставщиков, 
  • понять, какие товары списывались чаще других и по каким причинам, 
  • посмотреть сумму остатков в розничных ценах, 
  • проанализировать, какие товары чаще всего возвращали и в какие дни. 

Если хотите узнать больше о том, как пользоваться Yandex DataLens, можете пройти бесплатный учебный курс по работе в сервисе. 

Дашборд и все отчеты будут храниться в вашем аккаунте Yandex DataLens. Вы можете редактировать их и добавлять новые отчеты, чтобы получить подробные данные по конкретным запросам. Как это работает, читайте в следующем разделе инструкции. 

Редактирование и создание новых отчетов 

Сервис Yandex DataLens представляет собой «конструктор» для создания отчетов. Вы можете редактировать существующие отчеты и создавать новые под свои задачи и потребности на основе датасетов (таблиц с данными из вашей организации в Маркете). Все изменения сохраняются у вас и будут доступны только вам.

Чтобы узнать, как создать собственные отчеты, и открыть для себя другие полезные возможности сервиса, рекомендуем пройти бесплатный учебный курс по Yandex DataLens →

Редактирование дашборда

Рассмотрим пример редактирования диаграммы «ТОП-10 групп товаров по выручке» в новую диаграмму «Группы товаров по возвратам», чтобы узнать, какие группы товаров чаще всего возвращают в магазин.

  1. Нажмите на значок  рядом с нужным блоком на дашборде и выберите «Редактировать». 
  2. В открывшемся окне редактора с помощью мыши перетащите показатель «Сумма возврата» из левой колонки в среднюю колонку:
    • в раздел «X»,
    • в раздел «Сортировка»,
    • в раздел «Подписи».
  3. Перетащите показатель «Сумма возврата» в раздел «Фильтры» и укажите значение больше нуля.
  4. Диаграмма готова!
  5. Сохраните новую диаграмму. Для этого рядом с кнопкой «Сохранить» нажмите стрелку вниз и выберите «Сохранить как копию».
  6. Введите название для новой диаграммы (в нашем случае из примера это «Возвраты товаров») и нажмите «Сохранить». 

Как настроить права доступа к отчетам 

Вы можете предоставить доступ к личному кабинету DataLens другим пользователям, чтобы у них была возможность просмотреть созданные отчеты и использовать их в подготовке собственных отчетов. Для этого пользователю понадобится только аккаунт в Яндексе. 

DataLens позволяет настраивать права доступа к отчетам:

  • Чтобы смотреть и создавать отчеты не нужно иметь доступ в Маркет.
  • Доступ можно давать к отдельным отчетам, например, только к отчету «Продажи».
  1. Перейдите на главную страницу DataLens.
  2. Откройте настройки сервиса. Для этого на рабочей панели слева нажмите на значок.
  3. Нажмите «Добавить пользователей» в блоке «Управление пользователями».
  4. В открывшемся окне введите почтовый адрес пользователя Яндекса, которого вы хотите добавить (например, login@yandex.ru). Можно перечислить адреса нескольких пользователей.
  5. Нажмите «Добавить».
  6. Пользователь получит на почту письмо со ссылкой-приглашением в DataLens. Приняв его, пользователь сможет войти в вашу организацию и начать пользоваться DataLens в роли «datalens.creator».

Все приглашенные пользователи получают права доступа на чтение готовых отчетов и на создание собственных. Чтобы пользователь мог редактировать отчет по вашей организации, нужно предоставить ему роль «datalens.instances.user»

Как назначить или отозвать роль для пользователя, читайте в инструкции →

Мы хотим, чтобы решение Маркета было еще более удобным и полезным для вашего бизнеса. Оставляйте свои отзывы и предложения по улучшению работы с DataLens в форме обратной связи.

 

Как предоставить доступ к отдельным строкам данных

DataLens позволяет предоставить доступ на уровне строк RLS (Row-level security, безопасность на уровне строк) — ограничить доступ к данным для пользователей в рамках одного датасета.

К примеру, в вашей организации 5 торговых точек, вы хотите предоставить доступ сотруднику только к 2 торговым точкам, а другому сотруднику — только к 3 торговым точкам. При этом должны быть доступны все отчеты. Для этого:

  1. Откройте датасет (папка «Датасеты»), доступ к которому вы хотите ограничить.
  2. В строке «Торговая точка» кликните на иконку ключика.
  3. В открывшемся окне пропишите название точки и через двоеточие укажите логин сотрудника в Яндексе.

    Например, вот так:

    'Альфа': user1@yandex.ru

    'Бета': user1@yandex.ru

    'Альфа': user2@yandex.ru

    'Гамма': user2@yandex.ru

    'Дельта': user2@yandex.ru

  4. Нажмите кнопку «Сохранить». 

  5. Затем нажмите кнопку «Сохранить» у Датасета.

  6.  

    Готово! В результате пользователь user1@yandex.ru во всех отчетах будет видеть данные только по торговым точкам «Альфа» и «Бета», а user2@yandex.ru — «Альфа», «Гамма», «Дельта».

    Подробнее про настройку доступа RLS читайте в документации DataLens.

 

Вопросы и ответы

Сам Yandex DataLens бесплатный?

Да, Yandex DataLens — это бесплатный сервис от Яндекса.

Сколько стоят отчеты Маркета в DataLens?

Возможность работы с отчетами в DataLens включена в стоимость тарифов «Оптимальный» и «Премиум» для сегментов розницы и общепита с любым количеством точек.

Как часто данные синхронизируются с Маркетом?

Данные в отчетах регулярно синхронизируются с Маркетом:

  • остатки товаров обновляются в онлайне
  • остальные данные один раз в сутки.

Если название товара поменять в Маркете, данные обновятся в DataLens?

Если товар, группа или подгруппы товаров, торговая точка (и так далее) обновляются в Маркете, то все изменения будут отражены в отчетах DataLens на следующие сутки утром.

Один и тот же товар называет по-разному в разных точках Маркета, в отчетах DataLens это будут разные товары?

Все названия таких товаров автоматически приводятся к единому значению.Товары с одинаковым штрихкодом (или ID товара) из разных торговых точек заменяются на один товар, и в отчетах DataLens используется название товара и его группа из первой попавшейся точки.

Пример: если в пяти торговых точках есть пять товаров с одинаковым штрихкодом, но разными названиями: «Феликс говядина желе 75 гр» и «Феликс говядина 75г (в желе)». DataLens выберет случайным образом первый товар как основной и везде будет использовать название первого товара, его группы и подгруппы.


База знаний