Что делать, если УТМ не работает

После каждого шага нужно перезапустить УТМ. Затем подождите 3-5 минут и снова проверьте, работает ли УТМ.

Если работу УТМ удалось восстановить, но в Маркете нет связи с ЕГАИС, воспользуйтесь решением из статьи Что делать, если УТМ работает, но в Маркете нет связи с ЕГАИС.

Шаг 1

Запустите автоматическое устранение неполадок

  1. В сообщении «Нет связи с ЕГАИС» нажмите на кнопку «Восстановить соединение» → «Устранить неполадки».
  2. Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС. Дождитесь завершения.
  3. Если ошибка осталась, проверьте, правильно ли установлено системное время и часовой пояс на вашем устройстве с УТМ. При необходимости исправьте эти значения.

Если появилось сообщение «Этот компьютер использует помощника УТМ»
  1. Откройте раздел «Настройки» в Маркете. 
  2. Перейдите на вкладку «Госсистемы» и найдите блок «ЕГАИС».
  3. Наведите курсор на поле «Помощник УТМ» и нажмите на значок меню. 
  4. В раскрывающемся списке выберите «Отключить». 
  5. В открывшемся окне подтвердите отключение Помощника.
  6. Обновите страницу браузера, нажав  F5 на клавиатуре.
  7. Снова запустите автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен/JaCarta).

Шаг 2

Проверьте носитель и сертификаты

Если у вас носитель Рутокен
  1. Откройте меню «Пуск» → «Панель управления Рутокен».

  2. Во вкладке «Администрирование» будут отображаться подключенные Рутокены.

  3. Отключите от рабочего места все USB-носители и подключите только носитель с сертификатом для работы с ЕГАИС — желательно в другой USB-разъем.

  4. Проверьте, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат для работы с ЕГАИС. Для этого:
    1. Перейдите в раздел «Сертификаты».
    2. Нажмите дважды на сертификат.
    3. Откроется окно с информацией о сертификате и сроке его действия. Если он истек, выпустите новый по инструкции.
       

      Что делать, если кроме действующего сертификата на носителе есть истекшие сертификаты для работы с ЕГАИС и ключевые пары

      В таком случае вам нужно удалить их:

      1. Зайдите в «Панель управления Рутокен» с помощью ярлыка и перейдите на вкладку «Сертификаты».
      2. Нажмите «Ввести PIN-код...».
      3. Выберите «Администратор» и введите текущий PIN-код администратора.
      4. Выберите сертификат, который требуется удалить, и нажмите «Удалить».
      5. Нажмите «ОК».
      6. Если на Рутокен присутствуют сертификат и ключевая пара, после удаления останется пустая ключевая пара.
      7. Выберите «Ключевая пара» и нажмите «Удалить».

      Обратите внимание, если этими сертификатами и/или ключевыми парами ранее были зашифрованы отчеты, то могут возникнуть ошибки при их расшифровке.

  5. Перевыпустите RSA-ключ по инструкции.

    Обратите внимание, что на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. А еще — если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.

Если у вас носитель JaCarta
  1. Откройте меню «Пуск» → «Единый клиент JaCarta».
  2. Носитель должен отображаться в основном окне программы, как показано на скриншоте ниже. 
  3. Отключите от рабочего места все USB-носители и подключите только носитель с сертификатом для работы с ЕГАИС — желательно в другой USB-разъем.

  4. Проверьте, что на токен записан действующий ГОСТ-сертификат. Для этого:

    1. Откройте раздел «ГОСТ».

    2. Дважды нажмите на ГОСТ-сертификат.

    3. Откроется окно с информацией о сертификате и сроке его действия. Если он истек, выпустите новый по инструкции.

      Что делать, если кроме действующего сертификата на носителе есть истекшие сертификаты для работы с ЕГАИС и ключевые пары

      В таком случае вам нужно удалить их. Для этого войдите в раздел «ГОСТ», выберите нужный сертификат и с правой стороны нажмите на кнопку «Удалить». 

      Обратите внимание, если этими сертификатами и/или ключевыми парами ранее были зашифрованы отчеты, то могут возникнуть ошибки при их расшифровке.

  5. Перевыпустите RSA-ключ по инструкции.

    Обратите внимание, что на один носитель может быть установлен только один RSA-ключ, так как предыдущий удаляется. А еще — если повторно запросить RSA-ключ на другой носитель для одной и той же точки, то предыдущий будет автоматически отозван.

Шаг 3

Проверьте пин-коды у носителей

  1. Откройте приложение «Единый клиент JaCarta» или «Панель управления Рутокен».
  2. Попробуйте ввести стандартный пин-код для вашего носителя.
     

    Пин-коды для Рутокена

    Пин-код пользователя: 12345678
    Пин-код администратора (PUK):  87654321

    Пин-коды для JaCarta

    Стандартный пин-код для PKI-части
    Для администратора: 00000000
    Для пользователя 11111111

    Стандартный пин-код для ГОСТ-части
    Для администратора 1234567890
    Для пользователя 0987654321

  3. Если пин-коды подходят и в файле настроек transport.properties, расположенном по пути C:\UTM\transporter\conf не указаны пин-коды или они отличаются от стандартных, укажите их по примеру.
  4. Если пин-коды не подходят, укажите их по примеру выше, заменив стандартные пин-коды на те, которые установлены вышей организацией.
Шаг 4

Переустановите УТМ

  1. Откройте меню «Пуск» → «Службы».
  2. Нажмите на службу «Transport» и выберите «Остановить».
  3. Скопируйте на рабочий стол папку «xml» расположенную по пути C:\UTM\transporter. Если папки нет — пропустите этот пункт.
  4. Удалите УТМ через «Панель управления» → «Программы и компоненты» → «ФСРАР УТМ».
  5. Удалите с диска «С» папку «UTM», если она осталась.
  6. Перезагрузите компьютер.
  7. Пройдите диагностику и выполните ее рекомендуемые действия.
  8. Верните папку «xml» обратно по пути C:\UTM\transporter.

Скидка 20%

на работу с маркировкой, ЕГАИС, «Меркурием» и другие возможности Маркета при покупке онлайн по промокоду ОНЛАЙН20

База знаний