Оформление возврата или перемещения

Согласно ФЗ-171 в ЕГАИС должен фиксироваться оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:

  • Возвраты продукции поставщику.
  • Перемещение продукции между торговыми точками.

Чтобы отправить в ЕГАИС информацию о подобном движении алкогольной продукции, в сервисе нужно сформировать расходную накладную соответствующего типа. В ней указывается, сколько продукции расходуется (возвращается или перемещается), а также к какой организации переходят товары.

Согласно новости на портале ЕГАИС, со 2 июня 2021 года для фиксации накладных используется формат версии №4. 

Значимые изменения нового формата: 

  • Добавлено новое поле в накладной: «Признак изменения права собственности».
    Особенности его заполнения подробнее описаны в разделе «Реквизиты накладной».
  • В разделе «Транспорт» поле «Тип перевозки» стало обязательным.

Создание накладной

1. Перейдите в раздел «Документы» → «Расход» и нажмите «+ ЕГАИС-накладная».

2. Выберите тип документа:

  • Возврат. При выборе грузополучателей будут предложены ваши поставщики.
  • Перемещение. Грузополучатели — ваши торговые точки.
  • Поставка. Грузополучателем может быть любой контрагент. Этот тип накладной для поставщиков.

3. Заполните номер, дату накладной и выберите грузополучателя. Эти поля обязательны для сохранения накладной.

Если нет возможности выбрать нужного контрагента, его необходимо добавить. 

В накладную можно добавить продукцию с ненулевым остатком на балансе в ЕГАИС. 

Добавление позиций

Добавление позиций в накладную происходит в несколько этапов, далее рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Выбор продукции

Выбрать нужную продукцию можно двумя способами:

1.1. Отсканировать марку с помощью сканера штрих-кодов или приложения Контур.Сканер.

Этот способ подойдет только для маркированной продукции. Считайте сканером длинную часть акцизной или специальной федеральной марки, поиск продукции будет произведен автоматически. Серия и номер марки или продуктовый штрих-код не подойдут для поиска продукции.

Чтобы изменить способ выбора продукции, нажмите «Выбрать продукцию из справочника».

1.2. Выбрать из справочника товаров.

Найдите в справочнике нужную продукцию и выберите ее. Позиции с нулевым остатком на балансе недоступны для выбора, их нельзя вернуть или переместить в другую точку.

Чтобы изменить способ выбора продукции нажмите «Сканировать марку».

2. Выбор документа о поставке

После сканирования или выбора из справочника вы увидите краткую информацию о товаре. Выберите накладную, по которой вы получали эту продукцию.

При отправке расходной накладной позиции в количестве, которое указано в расходной накладной, «резервируется» на портале ЕГАИС. Это значит, что если ранее была сформирована расходная накладная с этим товаром, то пока её не обработает поставщик (примет/откажет в приёме накладной), отправить другую накладную с этим же товаром нельзя.

Если поставщик примет расходную накладную, то товар будет снят с «резерва» и спишется с баланса вашей организации.

Если поставщик откажет или вы сами отзовёте накладную, то товар будет снят с «резерва» и останется на балансе вашей организации.

После снятия товара с «резерва» можно сформировать новую расходную накладную.

При создании расходной накладной необходимо указывать основание (документ, содержащий данные по справкам А), по которому поступила продукция.

Если при выборе основания появляется сообщение «В сервисе нет накладной с этим поступлением», то необходимо сопоставить количество товара в сервисе Контур.Маркет (количество указанное справа от сообщения «В сервисе нет накладной с этим поступлением») с количеством, полученным по бумажной накладной. Для выбора основания нажмите на строку с нужной накладной, в которой количество совпадает с фактическим.

Такая ситуация может произойти в следующих случаях:

  • Вы принимали часть накладных в другой программе, но перенос продукции с 1-ого на 2-ой регистр осуществляли в Контур.Маркете. Подробнее о регистрах вы можете ознакомиться в инструкции.
  • Продукция была поставлена на баланс 1-ого или 2-ого регистров вручную, актом постановки.

Если при выборе основания для добавленной в накладную продукции появляется сообщение «Нет документов, по которым можно добавить продукцию», переместите продукцию на баланс 1-ого регистра в той программе, в которой вы её приняли и перемещали. После того, как перенос осуществится, вы сможете вернуться в Контур.Маркет и сформировать расходную накладную.

Такая ситуация может произойти в следующих случаях:

  • Вы принимали часть накладных и перемещали продукцию между регистрами в другой программе.
  • Продукция была поставлена на баланс 2-ого регистра вручную, актом постановки или инвентаризацией.

3. Заполнение данных по позиции

Сервис отличит новые марки от старых. Если в накладной есть продукция с новыми марками  (подробнее об этом в новости), указывать ее количество можно только нажатием кнопки «Сканировать марки» и считыванием кода 2D-сканером или с помощью бесплатного мобильного приложения Контур.Сканер для iOS и Android.

Если накладная без марок, то заполните количество продукции. 

Количество не может превышать указанного в накладной, которую вы выбрали ранее. Если вы хотите вернуть или переместить больше продукции, нажмите «Добавьте еще из другой поставки», нужно будет выбрать еще одну накладную и также указать количество или отсканировать марки.

Укажите цену за штуку. ФСРАР советует указывать цену в соответствии с бумажными документами

Если в поставке старые акцизные марки, измените количество товара в соответствующем поле.

Если в поставке новые акцизные марки — добавляйте продукцию сканированием, нажав «Сканировать марки».

Если есть все марки, которые нужно вернуть из накладной, можно нажать «Использовать все марки из поставки».

Сохраните позицию, чтобы добавить ее в накладную.

Добавьте остальные позиции.

Реквизиты накладной
  • Дата отгрузки — это дата, когда товары отгружены из подразделения грузоотправителя и отправлены грузополучателю. Это поле заполняется автоматически по дате накладной. При необходимости дату можно изменить. 
  • В Основание можно написать документы, на основании которых вы формируете накладную. Заполнять поле необязательно.
  • Грузоотправитель — ваша торговая точка, так как при возврате и перемещении вы являетесь отправителем товаров. Заполняется автоматически.
  • Грузополучатель — организация, которую вы указали грузополучателем товара при создании накладной.
  • Право собственности перешло — рекомендуем отмечать данный пункт для случаев, когда отгрузка товара происходит на транспорт покупателя. Если перевозка осуществляется вашим транспортом или транспортной компанией — отмечать переход права собственности не нужно.
  • Транспорт. В этом разделе можно указать данные о транспорте, который будет доставлять товары. Обязательным полем является «Тип перевозки». Выберите из выпадающего списка необходимый тип перевозки. Остальные поля являются необязательными.

Проверка и отправка

Когда накладная готова, нажмите на кнопку «Проверить и отправить». Если хотите перейти к отправке позже, сохраните черновик.

Перед отправкой накладная пройдет логическую проверку. Проверьте еще раз реквизиты и адрес грузополучателя. В комментарий можно написать причину возврата. Если все верно — нажмите кнопку «Отправить».

Ответ от получателя

После отправки накладная пройдет проверку в ЕГАИС и будет доставлена грузополучателю. При приемке товаров получатель должен подтвердить накладную.

После ответа от ЕГАИС накладная в сервисе будет отображаться в статусе «Ожидается ответ получателя».

Как только ответ будет получен, статус документа изменится. Если грузополучатель примет вашу накладную — она перенесется в архив. В случае отклонения накладной в сервисе она будет в статусе «Получатель отклонил накладную». 

Нужно будет перейти в накладную и завершить документооборот, чтобы накладная перешла в архив. Для этого нажмите «Перенести в архив».

Согласно официальному ответу ФС РАР розница может перемещать продукцию между своими подразделениями в рамках розничной лицензии. Требование при этом только одно: в лицензии должны быть указаны адреса этих подразделений. Полный ответ ФС РАР приведен ниже.

Отражение перемещения в ЕГАИС

Перемещение алкогольной продукции с одного подразделения на другое согласно п.16 ст.2 ФЗ-171 попадает под понятие «оборот». Оборот алкогольной продукции согласно ст.10.2 ФЗ-171 оформляется бумажными сопроводительными документами.

У организаций в каждом подразделении должен быть установлен свой УТМ (Универсальный Транспортный Модуль). Тогда одно подразделение будет выступает в роли поставщика и передает накладную через свой УТМ. Второе же подразделение выступает в роли покупателя и через свой УТМ принимает эту накладную.

У ИП на все подразделения УТМ один. С этого УТМ надо отправлять накладную и с него же принимать ее.


База знаний