Описание

Модуль Взаиморасчёты представляет из себя внешнюю обработку для 1C, не требует добавления/изменения объектов конфигурации.

Возможности модуля

  • Учитываются все операции, нет привязки к EDI-провайдеру.
  • Автоматизированная сверка операций по трем параметрам: номер, дата, сумма.
  • Обмен сообщениями и отсканированными документами по конкретной операции.
  • Подбор документов из других периодов с допусками по дате и сумме.
  • Наследование переходных операций из предыдущей сверки.
  • Автоматическое формирование Акта и Протокола на основе сопоставления операций.
  • Подписание Акта и Протокола квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Контекст

Юридические лица регулярно проводят между собой сверку взаиморасчетов для обеспечения корректности учета, своевременного выявления и устранения расхождений.

Изменение в состояние взаиморасчетов вносят в документы, оформляемые между контрагентами (будем их называть «операциями»). К таким операциям относятся:

  1. Реализация товаров и услуг;
  2. Поступление товаров и услуг;
  3. Возврат товаров;
  4. Безналичная оплата;
  5. Оплата через кассу;
  6. Прочие.

Всего на взаиморасчеты влияет около 20 видов операций.

Организации определяют периодичность сверок в зависимости от числа операций с контрагентом. При числе операций от 100 до 1000 в квартал, сверка обычно проводится поквартально.

Инициатором сверки как правило, является более крупная организация, в ритейле обычно сверки инициируются торговой сетью.

Сверками в организации занимается отдельный сотрудник — Бухгалтер по сверкам, для которого сверки — основная, а иногда и единственная работа. В среднем на одного Бухгалтера по сверкам приходится 100-150 контрагентов.

Традиционный процесс сверки

Традиционный процесс сверки выглядит так:

  1. Контрагент 1 формирует в 1С (или в другой системе учета) документ Акт сверки (параметры: Организация — Контрагент — Договор — Счёт — Период).
  2. Контрагент 1 распечатывает Акт сверки и отправляет его Контрагенту 2 (на бумаге, по электронной почте в формате Excel, pdf, и т.п.).
  3. Контрагент 2 формирует в своей 1C документ Акт сверки с аналогичными параметрами.
  4. Контрагент 2 распечатывает свой Акт сверки и Акт сверки Контрагента 1.
  5. Контрагент 2 сверяет данные актов (ставит «крыжики» у совпадающих операций).
  6. По несопоставленным операциям контрагенты:
    а) ищут, запрашивают и предоставляют друг другу отсутствующие документы;
     б) вносят изменения в свои учетные системы для синхронизации данных учета;
    в) готовят Протокол разногласий по несопоставленным и учтенным в других периодах операциях.
  7. Контрагенты формируют и подписывают итоговый Акт сверки и Протокол разногласий.

Примерное распределение трудоемкости в процессе традиционной сверки:

  • Максимальную трудоемкость (50-90% от всех трудозатрат на сверку) имеет процесс выявления расхождений между операциями, так как Бухгалтер сопоставляет операции вручную.
  • На втором месте по трудоемкости — поиск подтверждающих документов и корректировка операций в учете.
  • На третьем — обмен между сторонами данными сверки и подтверждающими документами, при этом используется электронная почта.
  • Итоговые Акт сверки и Протокол разногласий подписываются на бумаге или в электронном виде через Оператора ЭДО.

Причины расхождений во взаиморасчетах обусловлены в основном человеческим фактором и подлежат исправлению или корректировке в учете сторон.

Назначение
  • Модуль Взаиморасчёты предназначен для автоматизации сверки взаиморасчетов между контрагентами.
  • Модуль представляет собой отдельную внешнюю обработку 1С, использующую для транспорта данных сервис ЭДО Диадок.
  • Модуль автоматизирует следующие процессы сторон сверки:
    а) обмен данными об операциях, формирующих изменение взаиморасчетов периода;
     б) сопоставление и выявление расхождений в итоговом сальдо и операциях сторон сверяемого периода;
    в) сопоставление операций сверяемого периода с операциями других периодов;
    г) подписание итоговых печатных форм — Акт сверки и Протокол разногласий.
  • Поиск первичных документов по выявленным расхождениям и коррекция операций в учете производятся клиентом обычным образом.
  • Использование модуля не предполагает изменения конфигурации 1С.

Для проведения сверки с контрагентом Модуль 1С должен быть установлен у отправителя и получателя сверки.

Область применения

Организации с большим количеством операций со своими контрагентами:

  1. сети (продуктовый и непродуктовый ритейл) и их поставщики;
  2. оптовая торговля;
  3. промышленность;
  4. фармацевтика;
  5. транспортные услуги;
  6. строительные организации;
  7. бюджетные организации.

Дополнительная информация

Описание структуры XML-файла.docx


База знаний