Принципы кадрового электронного документооборота

Электронный кадровый документооборот позволяет работодателю обмениваться документами с сотрудниками без дублирования на бумаге. Это значительно упрощает и ускоряет кадровое делопроизводство в компании. ТК РФ разрешает организациям использовать электронные кадровые документы вместо бумажных: с сотрудниками на местах согласно ст. 22.1-22.3, с дистанционными сотрудниками согласно ст. 312.3.

Также в сервисе можно обмениваться внутренними документами, не относящимся к кадровым. Такие документы будут неформализованными. 

Какие документы можно перевести в электронный вид

Неформализованные внутренние документы

Технически можно обмениваться любыми документами. Содержание документов не проверяется. Главное, чтобы сотрудники загружали подходящие по формату файлы. 

Кадровые документы

С 1 марта 2023 года вступил в силу Приказ № 578н о требованиях к составу и формату документов, связанных с работой и оформляемых в электронном виде без дублирования на бумаге. Такие документы должны быть сформированы согласно единым требованиям с указанием подходящего формализованного типа документа. В сервисе КЭДО автоматизирована конвертация документов под регламентированный формат, предусмотрен механизм присвоения документу нужного типа. Все документы будут соответствовать требованиям законодательства.

 

Перевести в электронный вид можно документы, которые сейчас оформляются на бумаге и с которыми работников и поступающих на работу знакомят в письменной форме, в том числе под роспись (ст. 22.1–22.3 ТК РФ). Исключение — 4 документа: 

  • трудовые книжки и сведения о трудовой деятельности: к ним применяются положения статей 66 и 66.1 ТК РФ;
  • акты о несчастном случае на производстве по установленной форме
  • приказы об увольнении;
  • журналы инструктажей по охране труда.

Какие электронные подписи использовать

Электронные подписи обеспечивают юридическую значимость подписанных электронных документов (Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Какую подпись использовать, зависит от того, насколько значимые документы подписывают работодатель и сотрудник, насколько высокие риски с ними связаны.

В сервисе КЭДО каждый сотрудник, первый раз заходящий в сервис, подписывает соглашение об использовании ЭП. Таким образом, все ПЭП и НЭП, используемые в КЭДО, приравниваются к аналогу собственноручной подписи.

Чтобы отслеживать изменения в соглашении, на любой странице сервиса нажмите на ссылку «Соглашение об использовании ЭП» в нижнем правом углу экрана. Здесь можно скачать все версии.

Особые правила

Некоторые кадровые документы работодатель должен подписывать только усиленной квалифицированной подписью (далее — КЭП). Сотрудник же может использовать на свой выбор:

  • КЭП;
  • НЭП, порядок проверки которой определяется соглашением;
  • НЭП, выпущенную в приложении Госключ.

Эти правила распространяются на следующие документы (ст. 22.3 ТК РФ):

Для работодателей Для сотрудников
  • Трудовые договоры
  • Договоры о материальной ответственности
  • Ученические договоры
  • Договоры на получение образования без отрыва или с отрывом от работы
  • Внесение изменений в договоры
  • Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания
  • Уведомление об изменении условий трудового договора
  • Согласие на перевод
  • Заявление об увольнении и отзыв заявления об увольнении
  • Ознакомление с уведомлением об изменении условий трудового договора
  • Ознакомление с приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания

Общий порядок

Он применяется для всех остальных кадровых документов.

Компания может использовать для подписи документов:

  • КЭП;
  • НЭП, порядок проверки которой определяется соглашением;
  • НЭП, выпущенную в приложении Госключ.

У сотрудника больше вариантов: 

  • КЭП;
  • НЭП, порядок проверки которой определяется соглашением;
  • НЭП, выпущенная в приложении Госключ;
  • ПЭП (простая электронная подпись), если в соглашении прописано, как по этой подписи определить, кто подписал документ, и какие есть требования к конфиденциальности.

Предоставление оригинала или копии кадрового документа

Чтобы получить документ, связанный с работой, или его копию, сотрудник подает заявление. В течение трех рабочих дней работодатель должен предоставить документы, которые затребовал сотрудник.

Это можно сделать следующими способами: 

  • распечатать электронный документ и заверить,
  • направить документ работнику в электронном виде.

С 1 сентября 2022 года планировалось сделать возможным взаимодействие с Госуслугами, чтобы работодатели могли размещать электронные документы в личном кабинете сотрудников на Госуслугах. Но до настоящего времени Госуслуги не предоставили такую возможность.

 

Источник статьи


Запустите КЭДО в вашей компании

Подписывайте кадровые документы электронно: трудовые договоры, отпуска, авансовые отчеты, ЛНА, приказы и прочие документы с сотрудниками.

Быстро. Безопасно. Без бумаги.