Частые вопросы по перевозке груза
Документ можно исправить, за исключением ключевых полей.
Если перевозчик допустил ошибку в своем титуле (втором или четвертом), то сначала грузоотправитель или грузополучатель должны выпустить исправленный титул (первый или третий), а затем перевозчик сможет исправить свой.
В этом случае перевозчик оформляет опционный титул эстафеты, в котором фиксирует нового водителя или транспортное средство.
Нужно оформить титул 7 — переадресовки. Его оформляют после того, как перевозчик подпишет свой титул 2, и до приемки груза получателем (титул 3).
Нет. В этом случае надо оформлять отдельную ЭТрН.
Сервис оператора автоматически формирует QR-код после подписания перевозчиком:
- второго титула (при приеме груза к перевозке),
- титула переадресовки,
- титула эстафеты.
В QR-коде зашифрованы сведения об электронном перевозочном документе.
Водитель может предъявить QR-код на мобильном устройстве по требованию сотрудников ГИБДД и Ространснадзора.
Инспектор ГИБДД и Ространснадзора может получить доступ к сведениям ЭТрН по ведомственной системе, используя ГНЗ транспортного средства или номер ВУ водителя. Основной способ проверки — по QR-коду.
Сервис Логистика автоматически сохраняет набор данных по документам и QR-коды на устройстве водителя, что обеспечивает доступ к ним при отсутствии интернета. Для сохранения доступа к документам не рекомендуется выходить из сервиса в течение доставки груза, так как для авторизации нужен доступ к интернет.
Перевозчик может подписать ЭТрН квалифицированной ЭП, без подписи водителя. Но пользоваться этой возможностью только в крайних ситуациях, например, если есть проблемы с телефоном водителя или нет интернета.
У такого варианта есть очевидные риски:
- Водитель по документу не принял груз к перевозке и не сдал его грузополучателю, его ответственность по ЭТрН не может быть подтверждена.
- Если водитель не получил ЭТрН, то он и не увидит QR-код и не сможет предъявить его сотрудниками ГИБДД при проверке. А это повышает вероятность задержания транспортного средства.
Водитель может оставить комментарии или замечания в отношении:
- фактических даты и времени прибытия, постановки на погрузку, убытия;
- фактического состояния груза, крепления груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
- массы груза;
- количества грузовых мест;
- проведения погрузочных работ.
Водители используют простую электронную подпись (ПЭП), чтобы зафиксировать факт приема-передачи груза.
Водитель получит ПЭП автоматически после регистрации в сервисе. В качестве логина используется номер телефона водителя, пароль — одноразовый код из смс. Действия авторизованного водителя в сервисе, которыми он подтверждает прием и сдачу груза, фиксируются как ПЭП.
В сервисе водитель подписывает ЭТрН с помощью ПЭП.
Планируем включить в сервисе возможность использовать сертификат УНЭП, выпущенный в приложении Госключ, когда выйдут соответствующие нормативные документы.
Использование КЭП водителя в сервисе в ближайшее время не планируется.
Приложение находится в разработке. Планируем запустить его в 2023 году.
Есть несколько вариантов решения:
- В местах погрузки/выгрузки обеспечить водителю рабочее место с доступом в интернет.
- Приобрести водителю мобильное устройство с выходом в интернет.
Накладные приходят водителю адресно на номер телефона, указанный грузоотправителем в ЭТрН. После того, как водитель подписал документ ПЭП, изменить оговорки или отозвать подпись под документом нельзя.
Если водитель на приемке груза подписал не ту ЭТрН или внес некорректные оговорки, ему нужно связаться с менеджером перевозчика, который сможет отклонить ЭТрН, подписанную водителем на приемке груза. Документооборот по ней будет завершен.
После этого грузоотправителю придется выпускать новый экземпляр документа, если потребуется.
QR-код формируется после подписания ЭТрН КЭП перевозчика. До этого момента водитель не сможет его предоставить для проверки сотрудникам ГИБДД.
Обмен данными происходит через интернет. Если интернета нет, рекомендуем в местах погрузки, выгрузки организовать для водителей гостевое рабочее место с доступом в интернет — ПК, планшет или доступ в гостевой Wi-Fi.
Грузополучатель получит ЭТрН для обработки только после ее подписания со стороны грузоотправителя и перевозчика.
У инспекторов ГИБДД есть планшеты со специальным ПО, которое считывает QR-код и визуализирует сведения из электронной транспортной накладной.
Водитель показывает инспектору QR-код, тот его считывает планшетом и видит на экране подробную информацию о содержимом ЭТрН. Интернет в этой схеме не нужен.
Сотрудники ГИБДД могут проверить документ через запрос в ГИС ЭПД по номеру автомобиля или водительского удостоверения.
Да, можно. Для входа в сервис нужен доступ в интернет. Чтобы открыть QR-код вне доступа к сети, не выходите из сервиса и не завершайте сеанс работы, то есть не нажимайте кнопку «Выйти».
Согласно абз. 4 п.10 постановления Правительства от 21.12.2020 №2200, со стороны перевозчика документ может быть подписан самим перевозчиком или водителем.
Если экспедитор не принял груз во владение, в соответствии с п.102 постановления Правительства от 21.12.2020 №2200 ЭТрН подписывают по таким правилам:
- титул грузоотправителя подписывается заказчиком услуг по организации перевозки груза (клиентом экспедитора),
- титул перевозчика — фактическим перевозчиком,
- титул грузополучателя — фактическим грузополучателем.
ЭТрН оформляют для сопровождения автомобильных грузовых коммерческих перевозок. Если компания перевозит груз собственным транспортом, то документ не создают.