О проактивных выплатах

С 1 января 2022 года вместо заявительного порядка выплаты пособий действует проактивная схема. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внес Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ.

Содержание статьи:

Что изменилось

СФР инициирует начисление пособий: болезнь, рождение ребенка и пр. Информацию о больничных СФР получает напрямую от больниц.

Схема выплаты больничных и пособий

Схема обмена данными с СФР для пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребенка:

  1. СФР получает информацию об открытии больничного от мед. учреждений и уведомляет работодателя об открытии, а также об изменениях в больничном и закрытии.
  2. Вместе с закрытием больничного СФР отправляет работодателю форму «Запрос недостающих сведений», чтобы получить данные, необходимые для расчета пособия, и чтобы работодатель проверил все остальные данные.

    Для пособия по рождению ребенка не поступит запрос недостающих сведений, если ранее сотрудница получала пособие по беременности и родам. 

    В таком случае пособие по рождению СФР выплачивает автоматически.

  3. Работодатель проверяет полученные данные, заполняет недостающие и отправляет их в СФР в форме ответа на запрос недостающих сведений. У пользователей, которые ведут учет в Экстерне, данные для расчета пособия заполняет сам сервис.
  4. СФР назначает и выплачивает пособие работнику. При этом работник получает возможность отследить историю такого больничного листка в личном кабинете СФР.

Для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет первый шаг в схеме выполняет работодатель: уведомляет СФР о необходимости выплачивать пособие через форму «Инициация выплаты пособия». Подробнее о форме см. Инициация выплаты пособия.

Чтобы иметь возможность работать с уведомлениями от СФР, организация или ИП должны быть подключены к СЭДО. Подробнее см. Подключение к СЭДО.

Кроме того, рекомендуется отправить в СФР сведения о всех сотрудниках сотрудниках (передается формой СоЗЛ). Это гарантирует наличие корректных данных о каждом сотруднике в базах фонда. 

Как СФР определяет работодателя сотрудника

СФР определяет организацию, в которой работает застрахованное лицо, следующими способами:

  1. Вы ранее отправили по этому сотруднику форму «Сведения о застрахованном лице». Подробно читайте в инструкции.
  2. Если эта форма никем не отправлялась, СФР делает запрос в ПФР и получает информацию о работодателе оттуда.

Как перейти на проактивную схему выплат

  1. Подключитесь к сервису социального электронного документооборота (СЭДО). Подробнее см. в Подключение к СЭДО.
  2. Отправьте форму «Сведения о застрахованном лице» (СоЗЛ) по каждому сотруднику. Как отправить форму, читайте в инструкции.

Получив СоЗЛ, СФР сможет определить, кто является работодателем для сотрудника, и в дальнейшем будет присылать уведомления об ЭЛН и запросы этому работодателю.

Сведения о застрахованном лице надо направить в СФР до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет. 

Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.

Причины отсутствия уведомлений о больничных

Чтобы приходили документы из СФР, должны быть соблюдены все условия ниже:

  1. Подключен сервис СЭДО. Подробнее см. Подключение к СЭДО.
  2. По сотрудникам отправлены формы «Сведения о застрахованном лице». Подробная инструкция о форме СоЗЛ.
    При этом СоЗЛ надо направить в СФР до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет. Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.
  3. На сотрудника отправлено кадровое мероприятие с типом «Прием на работу» в форме СЗВ-ТД или ЕФС-1 (Подраздел 1.1 Трудовая деятельность СЗВ-ТД). Проверьте, отправлено ли мероприятие. Если нет, отправьте.

Если все условия выполнены:

  1. Перейдите в раздел «СФР» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
  2. В правом верхнем углу нажмите «Загрузить из СФР».

Важно!

Не закрывайте вкладку и не выходите из Экстерна, пока не закончится загрузка документов.

Иначе загрузка прервется. После окончания загрузки новые входящие документы появятся в разделе «Входящие».

Если кнопка «Загрузить из СФР» неактивна:

  1. Проверьте, что в «Реквизитах плательщика» → «Настройки СФР» → «Проактивные выплаты, отчеты и требования бывшего ФСС» выбран актуальный сертификат страхователя.
    Если сертификат актуальный, переходите к п. 2
  2. Очистите временные файлы. Для этого нажмите одновременно клавиши Ctrl+Shift+Delete в окне браузера. В открывшемся окне выберите «Временные файлы Интернета и Куки-файлы» (также могут называться «cookies/кэш» или «кэшированные данные» в зависимости от браузера) за все время. Далее нажмите «Удалить» и дождитесь завершения операции. Подробная инструкция об удалении кэша и файлов cookie в браузере.
    Если очистка временных файлов не помогла, переходите к п. 3
  3. Зайдите в Экстерн через другой браузер.

Если на сотрудника так и не поступил Запрос недостающих сведений

Отправьте в СФР форму «Инициация выплаты пособия». Как это сделать, описано в инструкции. После отправки формы Запрос недостающих сведений поступит в систему в течение 1 рабочего с даты получения Квитанции о приеме на отправленную инициацию.

Если не поступило Уведомление об изменении ЭЛН или Извещение

Направьте в техподдержку информацию:

  1. Номер ЭЛН.
  2. ФИО и СНИЛС сотрудника.
  3. Для извещений — дату отправки и номер.
  4. Дату отправки сведений о застрахованном лице.

Статьи в этом разделе


Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

База знаний