О проактивных выплатах

С 1 января 2022 года вместо заявительного порядка выплаты пособий действует проактивная схема. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внес Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ.

Содержание статьи:

Что меняется

СФР инициирует начисление пособий: болезнь, рождение ребенка и пр. Информацию о больничных СФР получает напрямую от больниц. Подробнее об этом читайте в статье.

Переходный период

Для проактивных выплат установлен переходный период, точных сроков его окончания нет. Пока можно действовать по-старому: получив номер ЭЛН от сотрудника, запросить в СФР больничный и направить в фонд расчет и реестр прямых выплат.

Но лучше, не дожидаясь окончания переходного периода, работать в режиме проактивных выплат. Если уведомление о закрытии ЭЛН пришло и период нетрудоспособности более 3-х дней, а запрос не пришел самостоятельно инициируйте выплату пособия. Также поступайте, если надо назначить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Обратите внимание, необходимо отслеживать поступление входящих документов от СФР (электронных больничных, извещений, запросов).

Штрафы

Организация может выбрать, как работать в переходный период. Если она пока еще не перешла на проактивную схему, штрафов за это не предусмотрено.

СФР определяет работодателя сотрудника

СФР определяет организацию, в которой работает застрахованное лицо, следующими способами:

  1. Вы ранее отправили по этому сотруднику форму «Сведения о застрахованном лице». Подробно читайте в инструкции.
  2. Если эта форма никем не отправлялась, СФР делает запрос в ПФР и получает информацию о работодателе оттуда.

Если СФР не нашел работодателя и сотрудник сам пришел к вам с больничным, нужно перейти в раздел «Пособия и ЭЛН» и загрузить больничный, нажав «Загрузить ЭЛН из ФСС». Инструкция о загрузке ЭЛН с портала ФСС.

Причины отсутствия уведомлений о больничных

Чтобы приходили документы из СФР, должны быть соблюдены все условия ниже:

  1. Подключен сервис СЭДО. Подробнее см. в разделе выше.
  2. По сотрудникам отправлены формы «Сведения о застрахованном лице». Подробная инструкция о форме СоЗЛ.
    При этом СоЗЛ надо направить в СФР до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет. Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.
  3. На сотрудника отправлено кадровое мероприятие с типом «Прием на работу» в форме СЗВ-ТД или ЕФС-1 (Подраздел 1.1 Трудовая деятельность СЗВ-ТД). Проверьте, отправлено ли мероприятие. Если нет, отправьте.

Если все условия выполнены:

  1. Перейдите в раздел «СФР» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
  2. В правом верхнем углу нажмите «Загрузить входящие из ФСС».

Важно!

Не закрывайте вкладку и не выходите из Экстерна, пока не закончится загрузка документов.

Иначе загрузка прервется. После окончания загрузки новые входящие документы появятся в разделе «Входящие».

Если кнопка «Загрузить входящие из ФСС» неактивна:

  1. Проверьте, что в «Реквизитах плательщика» → «Настройки СФР» → «Проактивные выплаты, отчеты и требования бывшего ФСС» выбран актуальный сертификат страхователя.
    Если сертификат актуальный, переходите к п. 2
  2. Очистите временные файлы. Для этого нажмите одновременно клавиши Ctrl+Shift+Delete в окне браузера. В открывшемся окне выберите «Временные файлы Интернета и Куки-файлы» (также могут называться «cookies/кэш» или «кэшированные данные» в зависимости от браузера) за все время. Далее нажмите «Удалить» и дождитесь завершения операции. Подробная инструкция об удалении кэша и файлов cookie в браузере.
    Если очистка временных файлов не помогла, переходите к п. 3
  3. Зайдите в Экстерн через другой браузер.

Если на сотрудника так и не поступил Запрос недостающих сведений

Отправьте в СФР форму «Инициация выплаты пособия». Как это сделать, описано в инструкции. После отправки формы Запрос недостающих сведений поступит в систему в течение 1 рабочего с даты получения Квитанции о приеме на отправленную инициацию.

Если не поступило Уведомление об изменении ЭЛН или Извещение

Направьте в техподдержку информацию:

  1. Номер ЭЛН.
  2. ФИО и СНИЛС сотрудника.
  3. Для извещений — дату отправки и номер.
  4. Дату отправки сведений о застрахованном лице.

База знаний