О проактивных выплатах
С 1 января 2022 года вместо заявительного порядка выплаты пособий действует проактивная схема. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внес Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ.
Содержание статьи:
Что изменилось
СФР инициирует начисление пособий: болезнь, рождение ребенка и пр. Информацию о больничных СФР получает напрямую от больниц.
Схема выплаты больничных и пособий
Схема обмена данными с СФР для пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребенка:
- СФР получает информацию об открытии больничного от мед. учреждений и уведомляет работодателя об открытии, а также об изменениях в больничном и закрытии.
- Вместе с закрытием больничного СФР отправляет работодателю форму «Запрос недостающих сведений», чтобы получить данные, необходимые для расчета пособия, и чтобы работодатель проверил все остальные данные.
Для пособия по рождению ребенка не поступит запрос недостающих сведений, если ранее сотрудница получала пособие по беременности и родам.
В таком случае пособие по рождению СФР выплачивает автоматически. - Работодатель проверяет полученные данные, заполняет недостающие и отправляет их в СФР в форме ответа на запрос недостающих сведений. У пользователей, которые ведут учет в Экстерне, данные для расчета пособия заполняет сам сервис.
- СФР назначает и выплачивает пособие работнику. При этом работник получает возможность отследить историю такого больничного листка в личном кабинете СФР.
Для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет первый шаг в схеме выполняет работодатель: уведомляет СФР о необходимости выплачивать пособие через форму «Инициация выплаты пособия». Подробнее о форме см. Инициация выплаты пособия.
Чтобы иметь возможность работать с уведомлениями от СФР, организация или ИП должны быть подключены к СЭДО. Подробнее см. Подключение к СЭДО.
Кроме того, рекомендуется отправить в СФР сведения о всех сотрудниках сотрудниках (передается формой СоЗЛ). Это гарантирует наличие корректных данных о каждом сотруднике в базах фонда.
Как СФР определяет работодателя сотрудника
СФР определяет организацию, в которой работает застрахованное лицо, следующими способами:
- Вы ранее отправили по этому сотруднику форму «Сведения о застрахованном лице». Подробно читайте в инструкции.
- Если эта форма никем не отправлялась, СФР делает запрос в ПФР и получает информацию о работодателе оттуда.
Как перейти на проактивную схему выплат
- Подключитесь к сервису социального электронного документооборота (СЭДО). Подробнее см. в Подключение к СЭДО.
- Отправьте форму «Сведения о застрахованном лице» (СоЗЛ) по каждому сотруднику. Как отправить форму, читайте в инструкции.
Получив СоЗЛ, СФР сможет определить, кто является работодателем для сотрудника, и в дальнейшем будет присылать уведомления об ЭЛН и запросы этому работодателю.
Сведения о застрахованном лице надо направить в СФР до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет.
Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.
Причины отсутствия уведомлений о больничных
Чтобы приходили документы из СФР, должны быть соблюдены все условия ниже:
- Подключен сервис СЭДО. Подробнее см. Подключение к СЭДО.
- По сотрудникам отправлены формы «Сведения о застрахованном лице». Подробная инструкция о форме СоЗЛ.
При этом СоЗЛ надо направить в СФР до выхода сотрудника на больничный, иначе уведомление не придет. Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СоЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят. - На сотрудника отправлено кадровое мероприятие с типом «Прием на работу» в форме СЗВ-ТД или ЕФС-1 (Подраздел 1.1 Трудовая деятельность СЗВ-ТД). Проверьте, отправлено ли мероприятие. Если нет, отправьте.
Если все условия выполнены:
- Перейдите в раздел «СФР» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
- В правом верхнем углу нажмите «Загрузить из СФР».
Если кнопка «Загрузить из СФР» неактивна:
- Проверьте, что в «Реквизитах плательщика» → «Настройки СФР» → «Проактивные выплаты, отчеты и требования бывшего ФСС» выбран актуальный сертификат страхователя.
Если сертификат актуальный, переходите к п. 2 - Очистите временные файлы. Для этого нажмите одновременно клавиши Ctrl+Shift+Delete в окне браузера. В открывшемся окне выберите «Временные файлы Интернета и Куки-файлы» (также могут называться «cookies/кэш» или «кэшированные данные» в зависимости от браузера) за все время. Далее нажмите «Удалить» и дождитесь завершения операции. Подробная инструкция об удалении кэша и файлов cookie в браузере.
Если очистка временных файлов не помогла, переходите к п. 3 - Зайдите в Экстерн через другой браузер.
Если на сотрудника так и не поступил Запрос недостающих сведений
Отправьте в СФР форму «Инициация выплаты пособия». Как это сделать, описано в инструкции. После отправки формы Запрос недостающих сведений поступит в систему в течение 1 рабочего с даты получения Квитанции о приеме на отправленную инициацию.
Если не поступило Уведомление об изменении ЭЛН или Извещение
Направьте в техподдержку информацию:
- Номер ЭЛН.
- ФИО и СНИЛС сотрудника.
- Для извещений — дату отправки и номер.
- Дату отправки сведений о застрахованном лице.