Вопросы и oтветы
О проактивных выплатах
Подробная информация о проактивных выплатах: в чем изменения, о переходном периоде, штрафах и другие вопросы.
Сведения о застрахованном лице (СоЗЛ)
Эту форму направляют в ФСС в следующих случаях:
- При трудоустройстве нового сотрудника.
- При наступлении страхового случая.
- При изменении сведений.
Полученные сведения нужно передать в ФСС в течение 3 рабочих дней после того, как сотрудник их предоставил.
ФСС рекомендует распределить передачу сведений о застрахованных лицах на несколько этапов, с приоритетом в отношении женщин, находящихся или планирующих отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком.
В фонде говорят, что целесообразно завершить передачу сведений в начале 2022 года. Дело в том, что когда страхователь получит данные о закрытом листке нетрудоспособности, у него будет только три рабочих дня, чтобы передать в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Лучше заранее отправить сведения в фонд. Тогда фонд будет использовать их.
Есть два способа:
- на основе справочника сотрудников, подробности описаны в инструкции;
- из файла Excel. Шаблон файла и порядок действий.
Да, можно. Шаблон файла и порядок действий.
Способ получения пособия не обязательно для заполнения. Если у нового сотрудника банковская карта в процессе выпуска и нет возможности указать ее данные, отправьте сведения без этих данных. Их можно будет отправить позже.
Адрес регистрации не обязателен для заполнения.
Если в справочнике нет какого-то объекта, например, дома, заполните до того адресного объекта, который найдете в справочнике.
Просто создайте форму с правильными данными и отправьте ее еще раз. Последняя отправленная форма будет в ФСС считаться корректной.
Просто создайте форму от нужной организации и отправьте ее. Последняя отправленная форма будет в ФСС считаться корректной.
Просто создайте форму с правильными данными и отправьте ее еще раз. Последняя отправленная форма будет в ФСС считаться корректной.
Создайте форму СоЗЛ с измененными данными и отправьте ее. Последняя отправленная форма будет в ФСС считаться корректной.
Подпись заявителя ставиться только на печатной бумажной форме. Перед отправкой СоЗЛ подписывается сертификатом сотрудника организации, уполномоченного отправлять такие сведения.
Запрос недостающих сведений и Ответ на запрос
Да, если требуется пособие, которое выплачивает ФСС.
Если выплата по страховому случаю уже была произведена, то отвечать на полученный запрос недостающих сведений не нужно.
Если выплаты еще не было, тогда ответьте на запрос недостающих сведений. Для этого:
- Откройте запрос и нажмите «Ответить».
- В поле «Начислить пособие» выберите «Нет, отказ от получения пособия».
- Заполните причину отказа.
Самостоятельно инициируйте выплату пособия в разделе «ФСС» → «Создать» → «Отчет» → «Инициация выплаты пособия».
Укажите номер ЭЛН и данные получателя пособия.
Пример: сотрудник во время болезни продолжал работать удаленно, но в ЛПУ по ошибке сказал, что ему нужен больничный лист. В этом случае сотрудник получит зарплату, так как продолжал работать, пособие ему не нужно.
- Откройте запрос и нажмите «Ответить».
- В поле «Начислить пособие» выберите «Нет, отказ от получения пособия».
- Заполните причину отказа от пособия.
Способ корректировки сведений зависит от того, была ли уже произведена выплата по данному страховому случаю или нет:
- Если пособие еще не выплачено, отправьте корректировку сведений по инструкции.
- Если пособие уже выплачено, инициируйте перерасчет пособия по инструкции.
Запрос формируется на стороне ФСС, обратитесь в техподдержку ФСС.
Реестр работодатель отправляет сам по своей инициативе, а ответ на запрос — это ответ на запрос недостающих сведений, который инициирует ФСС.
Нет, реестры через проактивную схему загрузить и отправить нельзя, только через «Пособия и ЭЛН».
Нет, приложить документы к ответу на запрос нельзя.
В ответе на запрос можно указать только «Документ, удостоверяющий личность».
Дополнительно передать «Документ, подтверждающий проживания в РФ» можно через форму СоЗЛ.
Извещения
Извещение может поступить
- На ответ на запрос о недостающих сведений.
- На отправленный реестр. Это неформализованный документ, где указано ФИО сотрудника и причина получения. Подробно работа с извещениями описана в статье «Как работать с извещениями».
Сроки ответа на извещение
Подтвердите получение извещения в течение 3-х рабочих дней. Затем ответьте на извещение в течение 5 рабочих дней.
Рекомендуем проверять входящие документы каждый рабочий день.
Сервис сам рассчитает и подскажет срок отправки ответа — он отображается в списке входящих документов в столбце «Ответ». В этом же столбце отображается статус документа.
Формат ответа на извещение
ФСС не выплатит пособие, если ответить на извещение не в таком же формате, в каком изначальные сведения страхователь направил.
- Если изначально сведения для назначения пособия были направлены в виде реестра, то и ответ на извещение должен быть направлен тоже в виде реестра. Определить это можно по идентификатору в извещении, если он начинается на букву «Е», например E_7731108180_2022_04_07_0336, то ответ на извещение нужно направить в виде реестра.
- Если сведения были направлены в виде ответа на запрос, через раздел «Проактивные выплаты», то и ответ на извещение должен быть направлен в виде корректировки ранее направленного ответа на запрос. Определить, что извещение пришло на сведения, направленные в проактивном виде, можно по идентификатору — он будет начинаться на «P», например «P_7727009262_2022_09_14_52829239_0».
Корректировка при извещении на ответ на запрос сведений
В данный момент в сервисе нет возможности исправить ошибки и отправить ответ еще раз из извещения — она появится позже. Описанный ниже способ позволит избежать повторного заполнения ответа вручную.
- Откройте извещение и скачайте его в формате DOCX.
- Откройте скачанный документ и посмотрите, на какого сотрудника он поступил.
- Перейдите в список отправленных документов и найдите ранее отправленный ответ на этого сотрудника.
- Откройте документ, скачайте его. А затем снова загрузите в сервис.
- Исправьте неправильные данные и отправьте ответ еще раз.
Уведомление об изменении ЭЛН
Отвечать на уведомления об изменении ЭЛН со статусами «Открыт», «Продлен», «Аннулирован» или «Передан на МСЭ» не нужно.
Если в уведомлении статус «Закрыт» и период нетрудоспособности больше 3-х дней, ФСС направит запрос недостающих сведений. Нужно ответить на запрос. Как работать с запросом недостающих сведений, читайте в инструкции.
Если уведомление о закрытии ЭЛН пришло и период нетрудоспособности более 3-х дней, а запрос не пришел, самостоятельно инициируйте выплату пособия.
Отвечать нужно на запрос недостающих сведений, который ФСС направит, когда больничный будет закрыт и если период нетрудоспособности больше 3-х дней.
Если период нетрудоспособности 3 и менее дней, его оплатит работодатель, от ФСС никаких документов не поступит, отвечать на уведомление не нужно.
Если уведомление о закрытии ЭЛН пришло и период нетрудоспособности более 3-х дней, а запрос не пришел, самостоятельно инициируйте выплату пособия.
Дождитесь запрос недостающих сведений. Ответьте на запрос, указав, что пособие не нужно. В комментарии напишите причину отказа, например, что сотрудник не работает в организации.
Чтобы предупредить появление новых входящих документов на уволенного сотрудника, отправьте на него форму СоЗЛ с признаком «Уволен» и заполните дату увольнения.
Инициация выплаты или перерасчета пособия
Отправить форму может потребоваться в следующих случаях:
- Сотрудник сообщил работодателю о страховом случае, но из ФСС так и не поступили документы для начисления пособия, например, из-за сбоя.
- Для инициации выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
- Для инициации перерасчета пособия.
В ответ на инициацию выплаты ФСС направляет страхователю Запрос недостающих сведений.
Если вы не знаете идентификатор реестра, не заполняйте его, оставьте поле пустым.