Автоматическая расшифровка требований и ответов на отчеты

О возможности

В Экстерне с помощью бесплатного приложения «Криптопомощь» можно автоматически в фоновом режиме расшифровывать требования и ответные документы на отчеты от контролирующих органов.

Теперь вам не нужно открывать каждый документ в сервисе и предъявлять сертификат для расшифровки — Криптопомощь автоматически расшифрует файлы при их поступлении.

Эта возможность позволяет:

  • Просматривать пакеты документов по требованиям и отчетам, которые руководитель подписал дистанционно. Подробнее о дистанционном подписании читайте в статье Дистанционное подписание отчетности.
  • Просматривать пакеты документов по отчетам, даже если у вас нет доступа к сертификату для расшифровки этих документов. Проблемы с сертификатом не помешают работе с документами: вы сможете участвовать в тендерах, отправлять отчетность в банк (подробнее см. в инструкции) и т. д.
  • Быстро открывать документы в Экстерне. Иногда из-за проблем с компьютером или сертификатом при открытии документооборота файлы долго загружаются во время расшифровки. Криптопомощь быстро расшифрует такие документы в фоновом режиме. Для массового скачивания документов рекомендуем установить Контур.Архив. Подробнее см. в статье Контур.Архив.

Приложение работает на Windows 7, 8.1, 10, 11 и Windows Server версий 2008 R2, 2012 R2, 2016, 2019, 2022. Если вы хотите установить его на другую операционную систему (ОС), напишите нам. Мы доработаем приложение для вашей ОС.

Криптопомощь также используется для автосверки с бюджетом без интеграции с ФНС. Подробнее см. в статье Автосверка с ЕНС.

Как работает Криптопомощь

  1. Приложение устанавливается на компьютер пользователя, на котором есть сертификат для расшифровки документов.

    Пример

    Если вы используете дистанционное подписание отчетности, Криптопомощь должна быть установлена на компьютере, на котором доступен сертификат руководителя. Подробнее о дистанционном подписании

    Если вы ранее уже работали с Криптопомощью, например, для автоматической сверки с ФНС, вам не нужно заново устанавливать приложение. Как работает автосверка.

    Если документы подписывают разные пользователи и у кого-то из них еще нет Криптопомощи, установите приложение на их компьютеры по инструкции.

  2. Чтобы подключить авторасшифровку, обратитесь в чат поддержки Контура и сообщите ИНН-КПП организаций, для которых нужно настроить эту возможность.

  3. Если компьютер с сертификатом для расшифровки включен и имеет доступ к интернету, приложение в фоновом режиме будет:
    • Расшифровывать входящие требования и ответы на отчеты. Если за последние 3 месяца есть нерасшифрованные требования и ответы на отчеты, Криптопомощь также расшифрует их.
    • Подписывать извещения о получении на принятые отчеты для завершения документооборота. Подробнее об этом читайте ниже в разделе Для каких документов это доступно.
  4. После расшифровки пользователи с доступом к отчетности организации смогут просматривать содержимое документов без предъявления сертификата.

    Убедитесь, что у вас включено хранение документов в расшифрованном виде. Иначе пользователи не смогут просматривать их содержимое. Подробнее см. в инструкции Расшифрованные документы.

    Какой сертификат подойдет для расшифровки

    Требования и ответы на отчеты шифруются на сертификат, которым были подписаны отправленные отчеты. Криптопомощь расшифровывает документы этим сертификатом.

    Отчеты и требования ФНС могут быть зашифрованы на несколько сертификатов. Например, если отчетность организации подписывается разными сертификатами или у вас подключено шифрование на сертификаты администратора.

    Если вы открыли зашифрованный документ, а на компьютере с Криптопомощью нет подходящего сертификата, появится сообщение «Вставьте сертификат, чтобы посмотреть документ» с информацией о сертификатах, которыми можно расшифровать документ.

Для каких документов это доступно

Какие документы расшифруются

Ответы на исходящие документы
  • Отчеты, запросы сверки, ответы на требования и письма ФНС.

  • Отчеты и письма Росстат.

  • Отчеты СФР.

  • Отчеты ЦБ РФ.

Входящие документы
  • Требования и письма ФНС.
  • Письма Росстат.

Особенности для документов СЭДО 

Для проактивных выплат, требований СФР и подтверждений ОВЭД:

  • Ответы на исходящие документы по проактивным выплатам приходят незашифрованными.

  • Входящие документы по проактивным выплатам (запросы сведений и требования СФР) не шифруются, но запрос на их получение нужно подписывать.
    Рекомендуем настроить автоматическое получение входящих с сертификатом оператора по инструкцииПосле первого предъявления сертификата организации при запросе входящих мы будем загружать входящие без вашего сертификата.

Ответы на ЗПЭД, УПУП, документы МВД и РПН не шифруются, поэтому Криптопомощь с ними не работает.

Какие документы подпишутся

Криптопомощь поможет вам сразу завершить документооборот — подпишет и отправит извещение о получении на принятые отчеты.

Приложение не подписывает:

  • Извещение о получении частично принятого отчета или уведомления об отказе.

  • Извещение и квитанцию о получении требований. Если вы работаете через дистанционное подписание, запросите у руководителя отправку квитанции. Подробнее см. в инструкции.

Это не повлияет на возможность просмотра содержание ответа или требования — откройте документ, закройте окно с ошибкой подписания и ознакомьтесь с его содержанием. 

Если за организацию отчитываются разные пользователи, рекомендуем установить Криптопомощь на компьютер каждого пользователя-подписанта с нужным сертификатом.

Тогда приложение расшифрует следующие документы, к которым есть доступ у этого пользователя:

  • Ответы на документы, отправленные:
    • Пользователем-подписантом, у которого установлена Криптопомощь.
    • Пользователями группы, в которой состоит пользователь-подписант. Подробнее о групповой работе.
  • Требования.
  • Входящие письма. После расшифровки их смогут прочитать: пользователь-подписант, пользователи его группы и администратор учетной записи.

Почему это безопасно

Приложение всегда проверяет доступ пользователя к документам, которые отправляются на расшифровку.

Даже если у пользователя есть нужный сертификат, он не сможет расшифровать документы, к которым у него нет доступа в Экстерне.

Если при попытке просмотра требований и ответов на отчеты Экстерн запрашивает сертификат для расшифровки:

  1. Если вы видите содержание документа, значит Криптопомощь работает, но не может подписать извещение о получении этого документа. Подробнее о том, для каких документов Криптопомощь не подписывает извещения, читайте выше в разделе Для каких документов это доступно.
    Если вы не видите содержание документа, переходите к следующему шагу.
  2. Убедитесь, что компьютер, на котором установлена Криптопомощь, включен и подключен к интернету.
  3. Проверьте, что сертификат, на который зашифрована отчетность, установлен на этом компьютере, а носитель с ключом электронной подписи сертификата подключен к нему. Если вы не уверены, что на компьютере есть нужный сертификат, пройдите диагностику и проверьте лицензию КриптоПро CSP по инструкции Диагностика.
  4. Если контейнер закрытого ключа электронной подписи имеет пароль, КриптоПро CSP попросит ввести его во время расшифровки — Криптопомощь покажет уведомление об этом. Убедитесь, что пароль введен.
  5. Откройте документ. Если он не отобразился после выполненных действий, возможно, приложение еще не успело расшифровать его. Подождите 1-1,5 часа и заново проверьте документ. Если он недоступен, переходите к следующему шагу.
  6. Переподключите носитель с ключом сертификата к компьютеру.
  7. Убедитесь, что у вас включено хранение документов в расшифрованном виде, по инструкции Расшифрованные документы.
  8. Если вы работаете в многопользовательском режиме, убедитесь, что пользователь, у которого на компьютере установлена Криптопомощь, имеет права для работы с нужными организациями и типами документов. Если прав нет, Криптопомощь не расшифрует документы. Подробнее читайте выше в разделе Многопользовательский режим.

Если вы хотите оставить обратную связь об авторасшифровке в Экстерне, напишите нам.

Если у вас появился вопрос о работе в сервисе, обратитесь в чат поддержки Контура.


Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.