Добавление блюда или напитка

Каталог товаров, блюд и напитков — основа товарного учета любой точки общепита. Способ добавления новых блюд и напитков в сервис зависит от того, производите ли вы их сами или продаете уже готовое от поставщика. В этой инструкции разберем каждый из этих сценариев по отдельности.

Не нужно создавать карточки блюд или напитков для крепкого алкоголя, который вы разливаете по порциям, например, по бокалам и стопкам. Просто добавьте фасовки нужного объема в карточки товаров.

Если продаете уже готовые блюда и напитки от поставщика

Если вы не готовите блюда или напитки сами, главное — иметь электронный каталог в Маркете с их названиями и ценами. Такую позицию можно завести в сервисе как товар — прямо во входящей накладной или в каталоге. Расскажем про второй способ:

  1. Откройте в Маркете раздел «Ингредиенты и блюда» → «Ингредиенты и товары». 
  2. Нажмите на кнопку «Товар».
  3. Заполните карточку: укажите название блюда или напитка и укажите его цену. Подробности о том, как добавить и заполнить товарную карточку, вы найдете в статье Добавление товаров и услуг.
  4. Если нужно добавить с сервис много позиций, быстрее всего загрузить их из Excel. Маркет сам создаст и заполнит карточки по данными из таблицы. Если ее нет, скачайте шаблон.
  5. После того, как добавите новые позиции в каталог, передайте данные на кассу. Например, это можно сделать через раздел «Кассы».

    Касса должна располагать актуальными данными о вашем каталоге, чтобы чек соответствовал закону № 54-ФЗ.

  6. Готово, вы добавили блюдо или напиток в Маркете как товар. Он отобразится в разделе «Ингредиенты и блюда» → «Ингредиенты и товары».

Если готовите блюда и напитки сами

Например, на кухне, за баром или прямо за стойкой стритфуда. В таком случае нужно создать в Маркете карточки блюд и напитков. Для каждой такой позиции вы указываете ингредиенты, энергетическую ценность и прочее, заполняете технические и технико‐технологические карты. Разберем все это по порядку ниже.

Шаг 1. Создайте новую карточку

Чтобы добавить в сервис новую позицию, откройте раздел «Ингредиенты и блюда» → «Блюда и напитки». Нажмите на кнопку «Блюдо».

Обратите внимание, что для напитков создается карточка как для блюда. 

Есть другой способ — вы можете добавить в каталог позицию из готовой базы рецептов. Для этого нажмите на кнопку «Блюдо из базы рецептов». Маркет сам заполнит карточку: укажет ингредиенты и опишет технологический процесс. 

Шаг 2. Заполните первые данные о позиции

  • Название блюда или напитка (не более 128 символов).
  • Группу и подгруппу, чтобы проще было искать позицию.
  • Цех, который отвечает за приготовление (доступно на тарифах «Оптимальный» и «Премиум»).
  • Остаток.

    Какое значение выбрать в поле «Остаток»

    Выберите «Считать», если готовите блюда заранее и хотите следить за их количеством. Тогда Маркет будет списывать ингредиенты не при продаже блюда, а по факту его приготовления, который оформляется Актом производства.

    Этот способ подойдет пекарням, закусочным и столовым, которые готовят блюда заранее. Например, вы приготовили 50 пирожков, оформили акт производства, Маркет списал с баланса все ингредиенты, задействованные в готовке. Потом вы продали 5 пирожков, на балансе осталось 45.

    Выберите «Не считать», если вам нужен учет ингредиентов, а не готовых блюд. При продаже на кассе Маркет автоматически спишет ингредиенты.

    Например, у вас точка стритфуда, вы продаете хот-доги. У вас на балансе 30 булочек и 20 сосисок. После продажи одного хот-дога на балансе останется 29 булочек и 19 сосисок.

    Подробности вы найдете в статье Учет остатков блюд
    .

  • Тип. Если блюдо или напиток содержит 0,5% и более спирта или подакцизный сладкий напиток, укажите тип «Подакцизное». Во всех остальных случаях выбирайте «Безакцизное».

    Например, алкогольные коктейли и настойки на основе алкоголя будут считаться подакцизными. А тесто, в состав которого входит водка, соусы на основе вина, утка в винном соусе и прочие позиции — нет.

Шаг 3. Добавьте ингредиенты

  1. Перечислите все ингредиенты. 
    • Введите название ингредиента из каталога, отсканируйте штрихкод или найдите его по артикулу.
    • Если товара нет в каталоге, добавьте новый.
    • В качестве ингредиентов можно добавлять как товары, так и другие блюда или напитки. Сначала для них нужно завести свою карточку. 
  2. Укажите единицы измерения ингредиентов.
    • Нажмите на название ингредиента, откроется его карточка.
    • В карточке укажите, как его измерять (в граммах или миллилитрах).
    • Например, у вас газировка в бутылках, а коктейле нужна в миллилитрах — укажите соотношение.
  3. Укажите количество или массу брутто ингредиента (общий вес ингредиента). 
    • Количество заполняйте, если в рецепт входит товар с целым числом упаковок или штук. 
    • Массу брутто заполняйте, если в рецепт входит дробное количество.
    • Если в качестве ингредиента добавляете порционное блюдо или напиток, заполните количество. Если весовое — заполните массу брутто.
  4. Масса нетто (чистый вес после обработки) рассчитается автоматически. Вы можете изменить это значение.
  5. Если ведете учет, Маркет сам рассчитает себестоимость ингредиентов и блюд по накладным и закупочным ценам.

А еще можно указать количество необходимых порций, чтобы Маркет автоматически посчитал для них количество необходимых ингредиентов, общий вес и себестоимость. Подробнее.

Шаг 4. Укажите пищевую ценность ингредиентов — КБЖУ

Доступно на тарифе «Оптимальный» и «Премиум» для общепита.

  1. Сопоставьте все ингредиенты с данными в справочнике. Для этого:
    1. Нажмите на название ингредиента — откроется его карточка. 
    2. Нажмите «Редактировать».
    3. В поле «Пищевая ценность» выберите аналогичный товар. 
    4. Сохраните изменения.
  2. Выберите способ обработки каждого ингредиента — как готовится этот продукт.
    • Это поле станет доступно только если вы выполнили предыдущий шаг. 
    • Способ обработки влияет на значения массы нетто и брутто.
  3. Перейдите в соседнюю вкладку «Пищевая ценность».
    • Маркет рассчитает белки, жиры, углеводы и калорийность каждого ингредиента
    • При этом Маркет учтет процент потери или прибавки веса в зависимости от выбора способа обработки.

Шаг 5. Если нужно, добавьте расходники, модификаторы, описание и штрихкод

Расходные материалы и модификаторы — дополнительные составляющие блюда или напитка. Вы можете не указывать их.

Стаканчики для напитков «с собой», коробки для пиццы, одноразовая посуда и приборы — все они не считаются ингредиентами блюд, но продаются вместе с ними в качестве сервировки. Их называют расходными материалами.

В карточке блюда или напитка укажите расходный материал из каталога или добавьте новый. Введите его количество.

Модификатор — это дополнение к основному блюду, например: 

  • другое блюдо (например пюре в бизнес-ланче), 
  • товар (например соус сырный к картошке фри),
  • текстовый комментарий для кухни (например уровень прожарки мяса или «без лука»),
  • способ подачи (например «с собой» или «доставка»).

В карточке блюда или напитка укажите модификатор из каталога или добавьте новый. Подробнее про модификаторы.

Расходники и модификаторы будут списываться автоматически вместе с блюдом.

Можете добавить описание блюда или напитка. Это пригодится для меню или доставки. А чтобы кассиру было удобнее искать блюдо или напиток, добавьте штрихкод или сгенерируйте новый.

Шаг 6. Укажите розничную цену

Все, что связано с ценой, смотрите в правой части карточки.

  • Себестоимость блюда или напитка рассчитывается автоматически на основе веса и закупочной цены каждого ингредиента.
  • Наценка тоже считается автоматически на основе себестоимости и розничной цены. Процент наценки на блюдо или коктейль можно менять.
  • В поле «Розничная цена» можно установить цену и выбрать, как хотите ее рассчитывать на кассе: за порцию, за 100 гр или за 100 мл.
  • Если не планируете давать скидку на блюдо, поставьте галочку «Запретить скидку на кассе».
  • Выберите систему налогообложения, если работаете сразу по нескольким системам.
  • Если нужно, добавьте изображение.

Шаг 7. Опишите технологический процесс

Внизу страницы выберите тип карты для вашего блюда или напитка:

Технологическая карта нужна, если рецепт есть в специализированных справочниках. Например, если вы готовите борщ по классическому рецепту. Если вы добавляете блюдо или напиток из готовой базы рецептов, техкарта заполняется автоматически.

Технико-технологическая карта нужна, если рецепт уникальный, и в справочниках его нет. Например, если описываете фирменное блюдо вашего заведения.

Подробнее о том, чем техническая карта отличается от технико‐технологической, читайте в статье на нашем сайте.

Если техкарт нет или они оформлены неправильно, Роспотребнадзор может оштрафовать заведение, а в некоторых случаях — изъять продукцию.


Узнайте подробнее про возможности сервиса

База знаний