Частые вопросы по интеграции с iiko (продажа крепкого алкоголя)
Если на кассе нет уведомления о запуске плагина и/или нет кнопки «Проверить соединение с Контур.Маркетом», значит плагин не работает. Как это проверить.
Чтобы исправить это, выполните несколько шагов:
- Откройте папку «Plugins» → «Market.Plugin.V8.Plugin».
- Кликните правой кнопкой мыши по любому файлу в этой папке и выберите «Свойства».
- Откройте вкладку «Общие». Если в поле «Осторожно» есть предупреждение, нажмите «Разблокировать» → «ОК».
- Повторите это действие для всех файлов в папке «Market.Plugin.V8.Plugin».
Основные правила
- Фискальный чек формируется на кассе до оплаты (подробнее — в инструкции iiko).
- Если в уже распечатанном чеке ошибка, внесите изменения в открытый заказ. При закрытии заказа ошибка будет исправлена через чеки коррекции.
Как обработатывается алкоголь
При обычной продаже (после нажатия «Фискальный чек»):
- Чистый алкоголь → данные передаются в УТМ.
- Коктейли → записываются в журнал продаж Маркета.
При изменении заказа уже после печати фискального чека. Например, если вы добавлении или удалили позиции крепкого алкоголя:
- iiko отменяет весь заказ через чек коррекции «Возврат прихода».
- Для чистого алкоголя из заказа Маркет регистрирует возврат в УТМ, а коктейли — вычитает в журнале продаж.
- С учетом изменений iiko создает чек коррекции «Приход».
- Данные по чистому алкоголю Маркет отправляет в УТМ, а коктейли — учитывает в журнале продаж.
Рекомендуем добавлять бутылки в очередь с запасом — марки в ЕГАИС возвращаются не сразу.
Важные условия для работы с коррекциями
Требования. Чтобы Маркет мог обрабатывать алкоголь из чеков коррекции нужно:
- обновить iiko до версии 9.5 и выше.
- обновить плагин iiko до версии 9.3.0.0 и выше по инструкции.
Для этого обратитесь к дилерам iiko.
Ограничения. В текущей интеграции нельзя:
-
Печатать новые чеки до успешного закрытия заказа, в котором была коррекция (иначе данные в ЕГАИС будут некорректными).
-
Вносить новые изменения в заказ, если при закрытии заказа с коррекцией возникла ошибка. Состав заказа должен соответствовать напечатанному чеку коррекции «Приход» (иначе данные в ЕГАИС будут некорректными).
-
Регистрировать чеки коррекции на другом ККТ (не на том где, была сделана продажа). Маркет не сможет обработать такую коррекцию и внести изменения в ЕГАИС.
-
Маркет не будет обрабатывать алкоголь из чеков коррекции, созданных после закрытия заказа.
-
Коррекция не будет учтена в ЕГАИС, если при продаже алкоголь попал в «Нераспределенный объем» и вы позже добавили его в журнал продаж вручную.
-
Возврат в ЕГАИС на основе чека коррекции «Возврат прихода» не сработает, если вы оформляете чек коррекции за прошлый день (или после создания акта списания). В журнале продаж Маркета строчка останется неучтенной, а этот день будет отмечен желтым цветом.
Маркет подбирает наиболее подходящую марку по трем параметрам: по объему, по дате ее добавления в очередь и по алкокоду товара. Так же как и в жизни: бармен в первую очередь будет разливать уже вскрытую бутылку, так и очередь будет смотреть сначала на вскрытые бутылки, а затем на целые с учетом даты их добавления в очередь.
Пересорт в сценариях очереди неизбежен, так как системе невозможно предугадать, какую бутылку бармен возьмет следующей. Чтобы снизить риск пересорта, мы рекомендуем добавлять в очередь только те бутылки, которые планируется продать в ближайшее время, и пополнять очередь по мере необходимости. Так вы снизите риск пересорта.
- Откройте в Маркете раздел «Журнал продаж» и нажмите «Очередь списания».
- Удалите марку из очереди.
- Списать ее можно сразу актом с соответствующей причиной или сделать это позже на инвентаризации.
Если бутылка открыта и полностью списана в ЕГАИС до 1 июля 2024 года, то продавайте ее по старым правилам без использования очереди. Проверить, что бутылка полностью списана, можно при помощи ЕГАИС-инвентаризации.
Если бутылка открыта и полностью списана в ЕГАИС по старым правилам (не порциями) после 1 июля 2024 года, то продавать эту бутылку запрещено. Проверить, что бутылка полностью списана, можно при помощи ЕГАИС-инвентаризации.
Если бутылка открыта и вы ранее не делали по ней списаний в ЕГАИС по порциям, спишите недостающий в бутылке объем вручную. Это можно сделать в разделе «Журнал продаж» или через акт списания в разделе «Документы». После этого фактический остаток в бутылке «выровняется» с тем, что указан в Маркете и в ЕГАИС. Бутылку можно добавлять в очередь.
Если бутылка открыта и вы ранее делали по ней списания в ЕГАИС по порциям в другой системе (не в Маркете), то обратитесь в нашу техподдержку. Специалисты помогут исправить расхождение и «выровнять» остаток в Маркете и в ЕГАИС. После этого можно добавлять открытую бутылку в очередь. Если фактический остаток расходится с остатком по бутылке в очереди, то спишите нужный объем из бутылки в разделе «Журнал продаж» или через акт списания в разделе «Документы».
Остаток в очереди Маркета и в ЕГАИС может отличаться, если вы списывали порционный крепкий алкоголь в другой системе. Очередь учитывает только те списания, которые вы проводили в Маркете.
Чтобы исправить расхождение, обратитесь в нашу техподдержку. Специалисты скорректируют остатки в Маркете по данным ЕГАИС.
Если в очереди не хватает объема для списания чистой порции, то провести продажу не получится. Надо пополнить очередь.
Если в очереди не хватает объема для списания коктейля, то заказ будет успешно обработан. В разделе «Журнал продаж» в Маркете вы увидите уведомление. Нажмите на кнопку в нем, чтобы добавить позиции в журнал продаж и вручную отсканировать недостающие марки.

Если после того, как вы вручную добавите в журнал продаж строчку из «Нераспределенного расхода», вы решите сделать возврат или корректировку заказа — то по этим строчкам изменения в ЕГАИС не будут зафиксированы.
Штрихкод нужен для правильного оформления чека в ЕГАИС. Когда продается чистая порция алкоголя, в чеке обязательно должен быть указан штрихкод. Поэтому мы просим вас отсканировать его в таблице сопоставления — так система сможет автоматически подставлять его в чек при продаже.
При продаже на кассе система автоматически списывает алкоголь, которые вы заранее поставили в очередь. Это работает как для коктейлей, так и для чистых порций.
Если вы списываете алкоголь вручную в журнале продаж, то сами выбираете, с какой бутылки сделать списание. Также можно вручную списать алкоголь из бутылки, которая уже стоит в очереди.
Актуальный баланс по каждой бутылке крепкого алкоголя можно посмотреть в очереди списания в Маркете. Она находится в разделе «Журнал продаж» → «Очередь списания». В большинстве случаев баланс по бутылке, который отображается в очереди в Маркете совпадает с балансом в ЕГАИС.
Остаток в очереди Маркета и в ЕГАИС может отличаться, если вы списывали порционный крепкий алкоголь в другой системе. Очередь учитывает только те списания, которые вы проводили в Маркете. Чтобы исправить расхождение, обратитесь в нашу техподдержку. Специалисты скорректируют остатки в Маркете по данным ЕГАИС.
В будущем Маркет сможет автоматически загружать остаток по марке из ЕГАИС, чтобы баланс в очереди всегда совпадал с остатком в ЕГАИС.
Официанты и бармены могут быстро сканировать бутылки крепкого алкоголя и добавлять марки в очередь через телефон.
Для подключения мобильной очереди зайдите в раздел Маркета «Журнал продаж» → «Очередь списания». В правом нижнем углу страницы нажмите на ссылку «Как пополнять очередь без компьютера» и выполните действия, указанные на экране.

Это необязательно. В Маркете можно сопоставить несколько алкогольных товаров из ЕГАИС с тем товаром, который соответствует им в вашей учетной системе. Но для более корректного учета рекомендуем завести каждый алкогольный товар отдельно и сопоставить с товаром из ЕГАИС в Маркете.
- Если объема не хватило только для коктейлей, то заказ будет успешно закрыт. В разделе «Журнал продаж» в Маркете вы увидите уведомление о недостающем алкоголе из коктейлей. Вы сможете автоматически добавить записи по таким продажам в журнал и отсканировать недостающие марки.
- Если объема не хватило для чистых порций, то на кассе возникнет ошибка при закрытии заказа. Вы сможете добавить недостающие марки в очередь и повторить попытку закрыть заказ.
Нет, достаточно удалить позицию из заказа и алкоголь списан не будет.
Нужно завести бутылку как блюдо, в котором будет всего один алкогольный ингредиент. В таком случае при продаже бутылки (как блюда) Маркет зарегистрирует чек в универсальном транспортном модуле (УТМ).
Если вы планируете продолжать их использовать, то отсканировать открытые бутылки и закрытые бутылки из очереди при инвентаризации необходимо. Подробнее про инвентаризацию читайте в инструкции ЕГАИС-инвентаризация крепкого алкоголя.
Если в техкарте блюда больше одного ингредиента (например, виски и лед, текила и лимон), то оно будет считаться коктейлем. Если в техкарте указан только виски или только текила, то блюдо будет распознаваться системой как чистая порция. Чек по такому блюду будет зарегистрирован в универсальном транспортном модуле (УТМ).
При интеграции касса никак не взаимодействует с ЕГАИС. Данные о продажах с кассы отправляются в Маркет. Затем Маркет отравляет их в ЕГАИС через универсальный транспортный модуль (УТМ). Для этого нужен помощник УТМ — программа-посредник между Маркетом и УТМ.
Алкогольные позиции из чеков коррекции никак обрабатываться не будут.
Нет, вам не нужно указывать алкокоды в карточках алкогольных товаров в iikoOffice. В Маркете вам нужно вручную сопоставить алкогольные товары из iiko с товарами из ЕГАИС.
Обратите внимание, если вы продаете пиво через плагин на кассе iiko, то в карточках крепкого алкоголя поля «Классификатор видов продукции» и «Код ТН ВЭД ЕАЭС» должны быть пустыми.
Крепкий алкоголь, который вы используете для приготовления блюд, нужно списывать сразу после вскрытия бутылки — через раздел «Журнал продаж» в Маркете.
Алкогольные блюда должны считаться обычными блюдами на кассе iiko. Чтобы это работало так, нужно:
- Сначала создать в iikoOffice заготовки, в составе которых есть алкогольные ингредиенты.
- Затем добавить в техкарту блюда не алкогольные ингредиенты, а заготовки, в составе которых есть алкогольные ингредиенты.
Если вы добавите в техкарту блюда алкогольный ингредиент, а не алкогольную заготовку, то блюдо будет считаться коктейлем. При его продаже будет создана запись в «Журнале продаж» Маркета — так быть не должно. Касса iiko при продаже алкогольных блюд не должна отправлять запрос в Маркет на подстановку марок из очереди.
Крепкий алкоголь, который вы используете для приготовления настоек и прочих заготовок, нужно списывать вручную сразу после вскрытия бутылки — через раздел «Журнал продаж» в Маркете.
Настойка должна распознаваться кассой iiko как обычное блюдо. Для этого нужно создать заготовки в iikoOffice, в составе которых будут алкогольные ингредиенты. В техкарте блюда «Настойка» нужно добавлять не алкогольные ингредиенты, а заготовки, в составе которых есть алкогольные ингредиенты.
Подробнее про это рассказываем в статье Обработка и списание алкоголя при нефискальной оплате.
На кассе iiko можно сформировать возврат по заказу, но Маркет не умеет обрабатывать чеки возвратов.
- Если это возврат по коктейлю, обратитесь в нашу поддержку, чтобы вам помогли удалить эту позицию из «Журнала продаж» Маркета.
- Если акт списания уже сформирован и отправлен в ЕГАИС, то вернуть такой алкоголь нельзя. Сделать возврат по чистой порции (например, по стопке водки) невозможно.
Чтобы вернуться к сопоставлению товаров, откройте в Маркете раздел «Настройки» → вкладка «Учет товаров» → блок «iiko» и нажмите на поле «Товары».

Чтобы увидеть актуальный список товаров из iiko нажите «Обновить» в верхней части страницы.
После того, как вы примете в Маркете ЕГАИС-накладную на крепкий алкоголь, можно быстро отправить ее в iiko. Сопоставленные при приемке товары автоматически сопоставятся и для очереди списания.
Если вы продаете пиво через плагин «Разливной алкоголь» на кассе iiko, то в карточках крепкого алкоголя поля «Классификатор видов продукции» и «Код ТН ВЭД ЕАЭС» должны быть пустыми.

Это важно сделать, чтобы избежать конфликта в работе плагина. Тогда он будет обрабатывать на кассе разливное пиво, а плагин Маркета — крепкий алкоголь.
Такой возможности не предусмотрено. Если по каким-то причинам вам нужно отключить плагин, рекомендуем обратиться к своему дилеру iiko или техподдержку Маркета.
Будет, если закрытие заказа будет проходить через кассу iikoFront. Если оно будет через iikoWaiter, то Маркет не увидит этот заказ.
Если все кассы привязаны к одному ИНН-КПП, то для них нужно использовать единый FSRAR_ID. Во время настройки интеграции со стороны Маркета скопируйте из сервиса FSRAR_ID, получите API-ключ и передайте их своему дилеру iiko. Когда он будет настраивать плагин для ваших касс, для каждой из них он должен указать один и тот же FSRAR_ID и API-ключ.
Вам достаточно оплатить одну торговую точку в Маркете и подключить ее к ЕГАИС. Именно в этой торговой точке будут фиксироваться продажи алкоголя со всех касс.
У каждой точки есть свой КПП и адрес, а значит для них нужно использовать разные FSRAR_ID.
В Маркете вам нужно создать одну организацию, добавить в нее отдельные торговые точки для разных заведений и подключить их к ЕГАИС. Для каждой точки должен быть указан свой FSRAR_ID.
API-ключ будет выпущен один сразу на всю организацию — именно его дилер должен указать при настройке плагина для каждой кассы.